Фото: Максим Богодвид

Стремительный рост платформенных компаний изменил модели торговли и бизнеса и стал двигателем мировой экономики. В России эффект от формирования платформенной экономики эксперты ВШЭ сравнивают с индустриальной революцией. Они отмечают, что вклад платформ уже достигает пятой части ВВП, а сами сервисы охватывают все сферы жизни: от электронной торговли, шеринговых платформ, площадок для рынка труда, классифайдов до финтех-приложений, информационно-справочных и развлекательных ресурсов.

Эксперты называют платформенную экономику эволюцией торгово-рыночных отношений, которая сократила транзакционные издержки для бизнеса. «Цифровые платформы, по сути, убрали все лишнее между продавцом и покупателем, и поэтому упала цена, появились удобство, выбор и так далее. Чтобы вызывать такси, нужен один клик, не надо никуда ходить, договариваться с таксистом, узнавать цену», — отмечал вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ, курирующий направление платформенной экономики, Дмитрий Григоренко.

Перераспределение ролей и денежных потоков от посредников к бизнесу происходит во всех сферах, куда пришли платформы, — от рынка труда и недвижимости до сферы услуг и ретейла. Партнер Data Insight Федор Вирин говорит, что на рынке торговли маркетплейсы существенно сократили издержки внутри цепочки поставок товара от фабрики до потребителя. По его оценке, только эта трансформация затрагивает секторы экономики с общим оборотом 40 трлн руб.

Почему платформы стали матрицей для бизнеса

Одним из эффектов развития платформенной экономики стало появление новых возможностей для открытия и масштабирования бизнеса, отмечают в ВШЭ. Согласно статистике Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), за 2024 год платформенная экономика стимулировала создание 1,5 млн новых субъектов МСП (10–12% от их общего числа).

Без цифровых платформ, по сути, не было бы сотен тысяч малых предпринимателей и самозанятых, соглашается глава INFOLine Михаил Бурмистров.

Подключаясь к готовой цифровой инфраструктуре, прежде всего малые и средние предприниматели экономят временные и финансовые ресурсы, которые пришлось бы тратить на развитие собственных сервисов, поясняют эксперты.

При этом сильнее всего изменения заметны в малых городах: «Представьте ситуацию: женщина живет в селе и делает букеты из сухоцветов. Раньше она могла бы продавать свои цветы в райцентре или максимум в ближайшем большом городе. Благодаря платформам она получает возможность продавать в любой точке страны — ей уже обеспечены логистика, маркетинг, клиентская база и финансовые сервисы», — говорит Михаил Бурмистров.

Как меняется занятость населения

По данным АТРЭ, на постоянной основе или эпизодически через платформы получают доход не менее 25% работающих россиян, и с каждым годом их число растет на 10%. Основная часть из них работают на платформах оказания услуг — от задач в области программирования, юридических, финансовых, медицинских консультаций до простых заказов, таких как такси, доставка или помощь по дому.

Директор по исследованиям hh.ru Мария Игнатова отмечает, что платформенная занятость воспринимается соискателями как возможность получить дополнительный доход. По словам экспертов, «шеринговый подход» на рынке труда помогает экономике справляться с проблемой дефицита кадров: один человек все чаще занят в разных индустриях. «Например, по будням сварщик работает на заводе, а в выходные подрабатывает курьером. При этом с ростом доходов у людей отпадает необходимость переезжать в региональные центры, что положительно сказывается на бюджетах регионов», — говорит Михаил Бурмистров.

Какие правила нужны отрасли

В то же время, как отмечает профессор департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров, несмотря на позитивные эффекты, работа цифровых платформ принесла в экономику и новые проблемы. В основном они касаются взаимодействия между игроками, конкуренции с традиционными компаниями и социальных гарантий для платформенных занятых.

Основными жалобами со стороны партнеров в ВШЭ называют частое изменение договоров оферты и штрафы со стороны платформ. При этом эксперты соглашаются, что отрасли нужны не ограничения тех или иных действий платформ, а создание прозрачных и конкурентных правил, которые сбалансируют интересы всех участников новой экономики.

Например, полный запрет на применение штрафных санкций в отношении партнеров может привести к тому, что у платформ не останется инструментов для защиты покупателей от контрафакта. «Если селлер продает товар, который должен иметь маркировку, платформа должна иметь возможность строгой модерации», — объясняет партнер Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) и Института Гайдара Лора Накорякова.

С другой стороны, ретейлеры указывают, что платформы работают в более выгодных регуляторных условиях: в то время как традиционные компании полностью отвечают за качество товаров, на маркетплейсы, которые выступают информационными посредниками, это требование не распространяется. То же самое касается и возможности продажи продуктов питания по агентским договорам.

Эксперты соглашаются, что в традиционной торговле закон работает строже, но задача государства — не пытаться перенести его в цифровую среду, а обновлять устаревшие условия для ретейлеров. 17 апреля на Конференции инновационных технологий электронной коммерции заместитель главы администрации президента России Максим Орешкин высказался о том, что регулирование традиционной розницы устарело и требует пересмотра. С ним согласился и министр экономического развития Максим Решетников, подчеркнув, что задача государства не зарегулировать онлайн-торговлю, а дерегулировать офлайн и устранить структурные перекосы.

В мае Ассоциация компаний розничной торговли обратилась к правительству с просьбой ограничить размер скидок, которые маркетплейсы делают на товары продавцов. По мнению традиционных компаний, промостратегия платформ приводит к ценовому демпингу. Крупнейшие e-com-игроки напомнили, что скидки — стандартная и законная механика, которую много лет развивал именно офлайн-ретейл. «Если искусственно ограничить скидки, россиянам придется платить за товары больше, а рост малого и среднего предпринимательства замедлится», — отметил представитель Ozon. Против идеи высказался и депутат Госдумы Артем Кирьянов, который назвал инициативу «попыткой убить малый бизнес и залезть в кошелек людям».

Эксперты признают, что сложность регулирования платформ заключается в большом числе отраслей и аудиторий, на которые влияют новые игроки. При этом их интересы, как правило, не совпадают. «Задача состоит в том, чтобы подойти к этому процессу системно и взвешенно», — отмечала член комитета Госдумы по МСП Наталия Полуянова, подчеркивая, что «важно выстроить такой регуляторный подход, который обеспечит прозрачность и справедливые условия работы для всех участников, не подрывая при этом инновационный потенциал самих платформ и бизнесов, завязанных на них».

Создать правовые основы платформенной экономики должен разработанный Минэкономразвития законопроект «О платформенной экономике в РФ». По мнению экспертов, текущая версия законопроекта подходит к регулированию платформ комплексно и не только дает определение понятию «цифровая платформа», но и наделяет правами и обязанностями всех участников платформенной экономики. Как пояснял Дмитрий Григоренко, реализация инициативы позволит защитить россиян от покупки несертифицированных и опасных для здоровья товаров, создать удобные сервисы и обеспечить предсказуемость взаимодействия покупателей и бизнеса с маркетплейсами.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *