Владимиро-суздальское зодчество зародилось в середине XII века благодаря активной храмостроительной программе князя Юрия Долгорукого. Многие памятники архитектуры того времени сохранились до сих пор Успенский собор во Владимире
Вместе с сотрудниками Музея архитектуры имени Щусева в рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем, в чем особенность владимиро-суздальского зодчества XII — начала XIII века и как выглядят главные памятники архитектуры, построенные в этом стиле.
Путеводитель по архитектурным стилям
Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК-Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея мы рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в этом стиле, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.
Владимиро-суздальское зодчество: история зарождения и особенности
Дмитриевский собор во Владимире. Фрагмент аркатурно-колончатого фриза. Из издания Е. Виолле-ле- Дюка «Русское искусство». Литография при Художественно-промышленном Музеуме, Москва. Последняя четверть XIX века (Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Это сейчас Владимир сравнительно небольшой город в 200 км к востоку от столицы России — Москвы. А восемь с половиной веков назад все было с точностью до наоборот. Москва была маленькой удаленной окраиной Владимиро-Суздальского княжества, которое просуществовало с 1113 по 1263 год. Именно эта территория стала местом формирования новой архитектуры, которую по имени княжества сейчас называют владимиро-суздальским зодчеством.
Активную роль в формировании нового архитектурного стиля сыграли местные князья, которые старались подчеркнуть, что их владения — не продолжение Киевской Руси, а новое независимое княжество, требующее особого облика. Они активно инициировали строительство храмов, поэтому владимиро-суздальское зодчество — это прежде всего про религиозную архитектуру.
Типичный для этой архитектуры храм — белокаменный одноглавый четырехстолпный с тремя апсидами (так называются пониженные выступы, примыкающие к основном объему здания). Для их строительства приглашались зарубежные артели (своих специалистов еще не было), поэтому в облике сооружений прослеживается влияние западных стилей. Например, элементы романского стиля привнесли мастера, прибывшие из Галицкого княжества, рассказывает главный научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская.
Изначально храмы были довольно лаконичными, но постепенно приобретали уникальные черты, свойственные именно владимиро-суздальской архитектуре, а их отделка становилась все богаче. Так, стали активно использовать образ льва. Хотя этот образ позаимствован из западной архитектуры, однако во владимиро-суздальском зодчестве он приобрел свой смысл и стал символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира.
Владимиро-Суздальское княжество пало под натиском монголо-татарского войска и с 1238 года попало в сильнейшую зависимость от Золотой Орды. А вместе с этим завершился и золотой век владимиро-суздальского зодчества. Часть построек была повреждена и разрушена (не только татаро-монголами, но и в дальнейшие века), часть в последующем восстановлена, но не всегда в первоначальном виде. Поэтому отдельные черты стиля сейчас можно лишь угадывать и прослеживать по историческим документам.
Князья, поспособствовавшие формированию владимиро-суздальского зодчества
Владимир Мономах (годы жизни: 1053–1125)
Владимир Мономах — в разные годы князь Ростовский, Смоленский, Черниговский, Переяславский, великий князь Киевский. Считается родоначальником каменного зодчества в северо-восточных землях — он отправил киевских мастеров в Ростов и Суздаль для строительства соборных храмов.
Юрий Долгорукий (годы жизни: 1090-е — 1157)
Это сын Владимира Мономаха, который в разное время был князем Ростово-Суздальским и великим князем Киевским. Инициатор активной храмостроительной программы. При нем заложен Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Андрей Боголюбский (годы жизни: н/д — 1174)
Это сын Юрия Долгорукого, который получил прозвище по имени своей новой резиденции в Боголюбове. В разные годы он был князем Вышгородским, Дорогобужским, Рязанским, а также великим князем Владимирским. Он перенес столицу во Владимир и стал инициатором строительства нового городского ансамбля, окруженного фортификационными сооружениями (сейчас от него сохранились лишь валы), а также владимирских Золотых ворот. При нем же было возведено нескольких храмов. Среди них — Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли.
Всеволод Большое Гнездо (годы жизни: 1154–1212)
Это сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского. Назван так за то, что был многодетным отцом — у него было 12 детей, в том числе восемь сыновей. В разное время являлся великим князем Киевским, князем Переславль-Залесским и великим князем Владимирским. Инициатор строительства Дмитриевского собора во Владимире. При нем фасады храмов стали более богатыми.
Святослав Всеволодович (годы жизни: 1196–1252)
Это сын Всеволода Большое Гнездо, князь Юрьевский, Переяславский, Суздальский, великий князь Владимирский. Заказчик строительства Георгиевского собора Юрьева-Польского, который считается самым декорированным собором среди всего древнерусского зодчества.