О подготовке Минтрансом проекта изменений в ПДД, направленного на снижение числа инцидентов со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) ведомство сообщило 11 марта, а следом, 16 марта, выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявивший, что в борьбу с аварийностью с участием электросамокатов включился Следственный Комитет (СК). По его словам, в Госдуму уже поступили конкретные предложения, включающие следующие пункты:

  • уточнение термина «транспортное средство» с указанием на его предназначение в том числе для индивидуального передвижения по дорогам;
  • распространение понятия «водитель» на лицо, использующее электросамокаты и иные СИМ;
  • дополнение категорий транспортных средств подкатегорией «М1», включающей СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт;
  • включение в категории «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт соответственно;
  • предоставление права на управление транспортными средствами подкатегории «М1» лицам, достигшим 16-летнего возраста.

Спикер призвал граждан высказываться по данным вопросам и предлагать свои решения проблемы роста числа ДТП с участием СИМ.

Фото: Vladimir Baranov / Global Look Press Статьи 30 января Что такое средства индивидуальной мобильности: правила пользования СИМ Электросамокаты 10 июля 2024 Госдума одобрила штрафы для водителей электросамокатов в первом чтении

По статистике МВД, которую привел Володин, за девять месяцев 2024 года было зафиксировано на 47,2% больше дорожно-транспортных происшествий, чем за аналогичный период 2023 года — 3 897 случаев. При этом 44 участника инцидентов погибли, а 4 052 — получили ранения, в том числе 1 392 ребенка.

Что предлагают Минтранс и СК

В ответе Минтранса на официальный запрос редакции Autonews пресс-служба министерства пояснила, как именно планируется повышать безопасность СИМ с точки зрения законодательства.

В частности, представители ведомтсва напомнили, что правила движения СИМ в ПДД вступили в действие еще 1 марта 2023 года. Тогда был введен целый набор ограничений — как по скорости движения, так и по использованию той или иной инфраструктуры в зависимости от возраста пользователя СИМ. Кроме того, законодательно был установлен приоритет пешехода над пользователем СИМ. Однако существующих требований оказалось недостаточно.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В соответствии с предложением Минтранса, основанным на результатах правоприменительной практики, новый проект изменений в ПДД должен включать следующие пункты:

  • всех пользователей СИМ приравняют к водителям транспортных средств.
  • эти лица будут нести соответствующие обязанности и ответственность.
  • будет установлено более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом.
  • будет введен однозначный запрет движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции.

Кроме того, в министерстве предлагают дополнительно усилить приоритет пешеходов над СИМ. В частности, в этих целях предлагается:

  • ограничить скорость движения СИМ до 10 км/ч при сближении с пешеходами.
  • более жестко регулировать движение СИМ в местах возможного внезапного появления пешеходов (арки, углы зданий).
  • запретить требовать от пешехода пропустить СИМ, в том числе путем подачи звукового сигнала.

«Средства индивидуальной мобильности плотно входят в повседневную жизнь горожан, в разы ускоряя пешеходное перемещение. Повсеместное распространение СИМ диктует необходимость обеспечения их безопасной интеграции в городскую среду, обеспечения безопасности пользователей СИМ и пешеходов», — считают в министерстве.

Пресс-служба СК на официальный запрос редакции Autonews на момент написания заметки не ответила и не предоставила копию обращения в Думу. Понятно лишь, что его суть сводится к выделению транспортных средств индивидуальной мобильности в подкатегорию «М1». Туда должны попасть все СИМ с электродвигателями мощностью до 0,25 кВт. Операторам таких СИМ придется получать права по достижении 16-летнего возраста.

Возможно ли ограничить управление СИМ?

В беседе с Autonews.ru автоюрист Лев Воропаев пояснил, что, при желании властей, реализовать такую задумку можно очень быстро. Чтобы выдворить самокатчиков «младшей» категории с улиц городов, достаточно выпустить постановление Правительства об изменении ПДД.

«Нужно внести изменения в ПДД. Все остальное в КоаАПе уже есть. Процедура несложная: это постановление Правительства, даже не федеральный закон. Правительство своим постановлением вносит изменения в свои же постановления. И все. Они вступают в силу либо немедленно, либо через определенное время. И начинает работать новый свод ПДД», — конкретизировал собеседник.

В соответствии с предложением Минтранса планируется введение однозначного запрета движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции. (Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press)

Правда, по словам Воропаева, стоит учесть, что лица, управляющие электросамокатами мощностью более 250 Вт, и так привлекаются к ответственности по действующему кодексу. В этом плане новшество одно: ответственность хотят распространить и на всех прочих владельцев СИМ. Сейчас владельцев мощных СИМ можно привлекать за управление транспортом в нетрезвом виде и за отсутствие права управления.

Напомним, что к водителям владельцев мощных средств индивидуальной мобильности приравняли еще с весны 2023 года. Такие лица должны иметь права категории «М» (мопеды) или «А» (мотоциклы). Более того, в действующих ПДД уже прописано, что СИМ — это транспорт с электромотором, одним (несколькими) колесами (роликами), предназначенный для индивидуального перемещения. Теперь речь идет о том, чтобы приравнять СИМ к колесным транспортным средствам. Но в этом плане власти наткнулись на сложности, которые одним постановлением Правительства невозможно решить.

СИМ ждет сертификация?

По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Яна Хайцеэра, по факту данный вопрос находится вне компетенции Государственной Думы и российских органов власти. Для причисления электросамокатов к колесным транспортным средствам потребуется внести изменения в Технический регламент Таможенного Союза 018/2011. Такие поправки может принять лишь ЕАЭС. Это вопрос минимум трех лет.

«Нынешнее предложение чиновников Минтранса более чем странное, потому что, по всей видимости, они не знают о существовании Технического регламента Таможенного Союза, — пояснил Хайцеэр. — Прежде чем объявить изделие транспортным средством, надо его сертифицировать или получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), как это делается с остальным транспортом».

Эксперт напомнил, что для решения поставленной Минтрансом задачи придется сперва закрыть вопрос с техническим регулированием, дабы связать само понятия транспортного средства с СИМ.

«У нас на них (СИМ) сегодня нет даже сертификата. Мы не знаем, что приезжает к нам. Надо заниматься тем, что идентифицировать. Мощный СИМ появился, и он фактически требует мотоциклетных прав категории «А», — конкретизировал эксперт. Хайцеэр добавил, что перед тем, как вводить любое категорирование этих изделий, необходима процедура оценки их соответствия: что за двигатель, какая мощность, сколько весит, какая максимальная скорость.

Использование СИМ — под вопросом?

В беседе с Autonews руководитель Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман напомнила, что СИМ уже плотно вошли в жизнь граждан по всему миру, но их дальнейшая судьба в России может оказаться незавидной. Такими транспортными средствами пользуются те, кто не имеет возможности передвигаться на общественном транспорте из-за непредсказуемости или низкого комфорта, либо передвигается на небольшие расстояния, объезжает пробки в центре.

СИМ пользуются те, кто не имеет возможности передвигаться на общественном транспорте из-за непредсказуемости или низкого комфорта, либо передвигается на небольшие расстояния, объезжает пробки в центре. (Фото: Elena Mayorova / Global Look Press)

«Не исключаю регистрации в ГАИ и введения обязательной страховки ОСАГО, и отношусь к этим мерам отрицательно, — пояснила эксперт. — Мы это уже проходили в советские годы, когда велосипедисты должны были получать права и на них навешивались номера».

Вместе с тем, номера, по мнению руководителя Ассоциации, в случае с СИМ необходимы. Пока они есть лишь на кикшеринговых самокатах, но не на частных, которых значительно больше: «По моему мнению, это единственный доступный способ в автоматическом режиме с помощью камер фиксировать нарушения». Введение прав на СИМ с 16 лет Эрдман назвала избыточной мерой.

Согласен с такой позицией и Ян Хайцеэр: «Основным локомотивом в борьбе за законность и безопасность СИМ являются кикшеринговые компании. Но у нас на 300 тыс. прокатных самокатов приходится 700 тыс. частных. Они совершают гораздо меньшее число поездок, но они существуют, и они не сертифицируются, не идентифицируются — ни собственник, ни само устройство».

«У нас неплохая история придумана с регистрацией на мос.ру, и я надеюсь, что это распространится по всей стране. Я надеюсь, что самокаты начнут сертифицироваться, а значит, на них будут устанавливаться номера. Тогда появится хоть какая-то форма контроля», — заключил специалист.

Дело не в ограничениях?

В беседе с Autonews эксперты перечислили ряд проблем СИМ, которые властями не рассматриваются и не решаются, но напрямую влияют на безопасность и аварийность.

В частности, Ян Хайцеэр напомнил о полном отсутствии внимания к необходимости при управлении СИМ надевать на голову шлем.

«Пользователи двухколесной техники должны иметь на голове шлем. И это самый неинтересный вопрос для многих участников законотворчества. Они не отдают отчет, что падение с велосипеда или самоката смертельно», — конкретизировал эксперт.

Он также напомнил, что сама собой проблема самокатов никуда не уйдет и будет расти в геометрической прогрессии. Но введение прав на СИМ с 16 лет равносильно запрету.

«Ввести права с 16 лет — это фактически запрет. Что мы увидели на дорогах после введения прав на «полтинники» (мопеды с объемом двигателя 50 кубических сантиметров)? Они пропали с дорог, вместо них теперь самокаты. Такая же история будет с электрическими самокатами или велосипедами, — считает представитель НАС. — Самая качественная и надежная форма повышения безопасности — это ездить там, где есть велосипедные дорожки, и не ездить, где их нет. Создание инфраструктуры под отдельный вид транспорта. Иначе мы находимся в тупике: одни будут предлагать права. Другие — еще что-то».

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Ксения Эрдман напомнила о существенном различии между СИМ и велосипедами, которое законотворцы и ответственные органы предпочитают не замечать. Велосипеды при отсутствии инфраструктуры могут выезжать на дороги, а для маломощных СИМ такая инфраструктура жизненно необходима. Без нее невозможно разделить потоки пешеходов и операторов электрических устройств, что провоцирует конфликт интересов между этими категориями.

«СИМ по ПДД вынуждены делить пространство с пешеходами, что, по моему мнению, совершенно неправильно. Возникла точка напряжения, которую таким образом пытаются решить. Наличие прав не решает проблему соседства СИМоводов с пешеходами. Проблему решает только строительство инфраструктуры, разделение потоков участников дорожного движения. Эта мера старательно игнорируется всеми», — считает Эрдман.

Читайте также:

Что такое средства индивидуальной мобильности: правила пользования СИМ

9 дорожных штрафов, которые испортят водителям открытие дачного сезона

В России завели уголовное дело за дрифт. Как отличился нарушитель

Массовой замены прав не избежать. Кого это коснется

Авторы Теги

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *