Власти Евросоюза щепетильно относятся к экологической повестке. Одним из ее важных аспектов является утилизация отслуживших свое автомобилей. Для этого была создана специальная программа, предусматривающая разборку старых машин с последующей переработкой материалов и компонентов. Однако почти все действующие в Европе автопроизводители долгие годы предпочитали экономить, по возможности обходя обязательные требования властей. Причем делали это сообща, войдя в картельный сговор! Его-то и помогла раскрыть компания Mercedes-Benz, сдав властям других автопроизводителей. На днях отчет о проведенном расследовании появился на сайте Еврокомиссии.

Согласно европейским правилам, каждый автомобиль, вышедший из употребления из-за возраста, исчерпания ресурса или фатальных повреждений, должен пройти через переработку. Последний владелец такой машины имеет право сдать ее в утилизацию, причем совершенно бесплатно. Расходы на разборку и переработку должны взять на себя автопроизводители и компании, занимающиеся утилизацией. Кроме того, при покупке новой машины клиент должен быть осведомлен о доле переработанных материалов в составе автомобиля и возможностях последующей утилизации.

Разумеется, все это несет дополнительные расходы для автопроизводителей, поэтому они договорились сообща их минимизировать. Для координации действий был создан негласный антиутилизационный союз, а его фактическим куратором стала Европейская автомобильная ассоциация, ACEA. В результате участники картеля договорились придерживаться стратегии «нулевых затрат на переработку» и не платить разборщикам за переработку автохлама. Автопроизводители посчитали утилизацию достаточно прибыльным бизнесом, а потому отказывали в выплате компенсаций утилизаторам. Для этого они обменивались коммерчески важной информацией о своих индивидуальных соглашениях с разборщиками и координировали свое поведение по отношению к ним, фактически монополизировав данный вопрос.

Вторым прегрешением входящих в антиутилизационный картель компаний стало недостаточное информационное сопровождение процесса утилизации. Автопроизводители договорились не афишировать, какая доля компонентов и материалов автохлама может быть переработана, восстановлена и повторно использована. Кроме того, участники антиутилизационного сговора намеренно не информировали покупателей о том, сколько переработанных материалов используется в новых автомобилях. Тем самым покупатели не обращали внимание на долю вторсырья в своих новых машинах, что позволяло снизить конкуренцию между производителями и меньше тратиться на утилизацию.

Все эти непотребства происходили в Евросоюзе на протяжении 15 лет — с 29 мая 2002 года (дата создания картеля) до 4 сентября 2017 года. Именно тогда компания Mercedes-Benz устала это терпеть и отправилась с повинной в Еврокомиссию. За эту явку ее освободили от уплаты штрафа в размере 35 млн евро. Позднее компании Stellantis (включая Opel), Mitsubishi и Ford активно сотрудничали со следствием, поэтому получили разного рода «скидки». К японским компаниям Honda, Mazda, Mitsubishi и Suzuki применен щадящий тариф, поскольку их участие в картеле признано минимальным. Группе Renault тоже снизили размер штрафа за то, что она предлагала исключить из сговора пункт о замалчивании информации. Впрочем, Renault все равно выставили второй по размеру штраф на 81,5 млн евро. Ну а больше всех досталось концерну Volkswagen (127,7 млн евро), поскольку Еврокомиссия посчитала его самым злостным нарушителем.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *