Методику расчета утилизационного сбора на автомобили снова скорректируют. В ответ на просьбу «Объединения автопроизводителей России» Минпромторг решил ввести прогрессивную шкалу. Соответствующее постановление правительства подготовлено министерством.
Предполагается, что льготная ставка сбора для физлиц продолжит действовать только на автомобили мощностью менее 160 л.с., утильсбор на более мощные машины станет выше.
Сейчас для легковых автомобилей установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и года выпуска. Но спрос постепенно перераспределяется в пользу высокомощных транспортных средств с небольшими объемами ДВС. К таковым относятся, в частности, гибриды.
Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.
Чем обусловлен новый пересмотр
Еще в начале июля 2025 года глава Минпромторга Антон Алиханов заявил о возможности пересмотра методики расчета утилизационного сбора. По словам чиновника, повышение ставки должно распространиться на некоторые автомобили, ввозимые гражданами для личного пользования.
«Мы в рамках стратегической сессии доложили председателю [правительства] о необходимости распространения утилизационного сбора на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами в определенных сегментах, то есть 160 «лошадей» и выше. Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор», — сказал он.
Пока физические лица, ввозящие автомобили для личных нужд с соблюдением налогового и таможенного законодательства, уплачивают утилизационный сбор по льготной ставке — 3,4 тыс. руб. за новые машины возрастом до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили с пробегом старше трех лет.
«Коммерческая» ставка для компаний — сотни тысяч рублей. К примеру, за автомобиль возрастом до трех лет с двигателем объемом от 1 до 2 л ставка утильсбора составляет 667 400 руб., а с мотором от 2 до 3 л — 1 875 400 руб.
Намерение повысить утилизационный сбор в Минпромторге объяснили финансовой выгодой для государства. По подсчетам министерства, это позволит дополнительно выручить 40–60 млрд руб. в год. Деньги обещают направить на дофинансирование программ поддержки спроса на авторынке.
Ранее президент России Владимир Путин называл утилизационный сбор мерой поддержки отечественных автопроизводителей. По его словам, сбор не нарушает международных требований, в том числе ВТО.
«Инструменты поддержки могут быть совершенно цивилизованные и даже норм ВТО нарушать не будут», — конкретизировал президент.
Ставки утилизационного сбора индексируются ежегодно. Даже без пересмотра действующей методики к 2030 году они достигнут пиковых значений. Если сейчас за автомобиль популярной категории с мотором объемом 1–2 л приходится платить 667 400 руб., то к 2030 году ставка увеличится до 1 172 400 руб.
К чему уже привело предложение
Следствием выступления Алиханова стал резкий всплеск продаж новых автомобилей по сравнению с июнем: по подсчетам «Автостата», было реализовано 120,65 тыс. машин — на 33,9% больше, чем в первом летнем месяце текущего года.
Все активнее россияне покупают и относительно свежие машины из Японии, которые поступают в страну через Дальний Восток. Причем часто речь идет именно о леворульных машинах. Суммарно, по подсчетам «Автостата», в период с января по июль было ввезено 110 767 леворульных иномарок с пробегом (на 33% больше показателя за аналогичный период прошлого года). И, судя по всему, спрос на такие машины в преддверии грядущего пересмотра методики «утиля» будет только расти. Специалисты связывают активность покупателей с опасениями по поводу дальнейшего роста цен на машины.
Прогнозы
Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что после нового пересмотра методики расчета утилизационного сбора ряд автомобилей подорожает, а часть моделей может уйти с рынка.
Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков назвал доведение льготного «утиля» на ряд категорий транспорта до «коммерческого» ожидаемым, особенно учитывая, что с 1 августа 2025 года уже вступили в силу изменения, отменяющие льготы для автомобилей, ранее зарегистрированных в странах ЕАЭС, и вводящие новую формулу расчета сбора.
«Ведомство уже неоднократно демонстрировало готовность ужесточать условия ввоза импортных авто. Эти меры показывают последовательность государственной политики по поддержке отечественного автопрома», — напомнил собеседник.
Директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина также напомнила, что система расчета «утиля» уже предусматривает использование базовой ставки утильсбора в сочетании с корректирующим коэффициентом. Величина этого показателя определяется двумя параметрами: объемом двигателя и возрастом авто.
Еще одно из ключевых нововведений — прекращение действия льготного режима для автомобилей российского производства, которые находились за пределами страны более года.
«Ранее существовала практика вывоза таких авто в соседние государства с последующей регистрацией и возвратом через год, что давало возможность значительно снизить таможенные платежи. С августа 2025 года подобные автомобили будут облагаться утильсбором на общих основаниях с коммерческим импортом», — подчеркнула эксперт.
Уткина добавила, что после планируемых изменений физические лица, ввозящие автомобили с мощностью двигателя более 160 л.с., будут вынуждены платить сотни тысяч рублей, что приведет к росту цен на импортируемые автомобили.
В пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) отметили, что предложение Минпромторга распространить коммерческий утильсбор на автомобили с мощностью от 160 л.с., ввозимые физическими лицами, направлено на сокращение «серого» импорта и поддержку отечественного автопроизводителя.
По словам Илариона Демчикова, при расчете утилизационного сбора будут также учитывать рыночную стоимость и таможенную цену, что особенно повлияет на дорогие модели с небольшим пробегом.
Последствия для граждан
По подсчетам РОАД, в случае анонсированного властями пересмотра «утиля» стоимость определенной категории машин вырастет на сотни тысяч рублей.
«Если ставки «утиля» для физических лиц будут приведены к коммерческому уровню, как это произошло с повышением в 2024 году на 70–85% (например, утильсбор на автомобили с объемом двигателя 1–2 л вырос с 300 600 до 556 200 руб., на машины 2–3 л — с 845 000 до 1 600 000 руб.), — стоимость таких автомобилей может вырасти существенно», — подтвердили в пресс-службе ассоциации.
Еще одним важным следствием станет сокращение модельного ряда.
«Некоторые модели, особенно премиум-сегмента, могут исчезнуть с рынка, а спрос на автомобили с пробегом может возрасти. Для дилерского сообщества это означает перераспределение продаж и возможное изменение структуры товарного портфеля. Ассоциация РОАД продолжит следить за ситуацией», — прокомментировали в РОАД.
Подтвердил эти опасения и эксперт Демчиков.
«После введения коммерческих ставок цены на импортные модели могут вырасти на 10–20%. Например, растаможка новой Audi A4 с двигателем 190 л.с. подорожает на 600–800 тыс. руб. только по утилизационному сбору, что увеличит итоговую стоимость для покупателя на 500 тыс. — 1 млн руб.», — считает он.
Некоторые модели, по словам Демчикова, из продажи рискуют исчезнуть вовсе. К таковым относятся, в частности, популярные кроссоверы Mercedes-Benz GLE и BMW X5, Hyundai Santa Fe и Kia Sorento четвертого поколения, внедорожник Hyundai Palisade, минивэн Kia Carnival, Audi Q5 и Volkswagen Tiguan. Однако ряд моделей вроде Kia K3, Volkswagen со 150-сильными дизелями и некоторые модели Renault и Nissan с атмосферными моторами сохранят привлекательность.
Ожидают эксперты и сокращения ввоза российских автомобилей из стран ЕАЭС. Это станет следствием применения к ним коммерческих ставок. Из-за сокращения поставок ожидается рост цен на внутреннем рынке на фоне снижения предложения.
Примечательно, что дополнительные средства, о которых говорил Алиханов, как подчеркнул Демчиков, не являются целевыми и могут быть направлены государством на любые нужды.
Читайте также:
- Случайным людям стали «вешать» растаможку машин. Как не попасть на деньги
- Владельцы «серых» иномарок попали на доплату сотен тысяч. Проверьте себя
- Дилеры продают машины, которые нельзя поставить на учет. Это законно?
- Почти на 25%. Мы узнали, почему машины скоро вновь подорожают
Авторы Теги Александр Воронцов