На фоне руссофобии горячие финские парни готовы взяться за лопаты

На фото: судоходство на Сайменском канале

Лишить Россию Сайменского канала задумали в Финляндии. Уже обсуждают, как будут переносить на свою территорию данное уникальное гидросооружение. Построено оно было в середине XIX века (открытие судоходства состоялось в 1856 г.), когда Суоми входила в состав Российской империи, спасшей её от порабощения Швецией. И кардинально повлияло на экономическое развитие восточных регионов Страны тысячи озер.

Если до середины 1870-х через этот канал проходило 2−3 тыс. судов в год, то к 1913-му почти 11 тыс. По нему перевозили пиломатериалы, зерно, масла, железо.

Позже, уже в советское, а затем постсоветское время, суверенная Финляндская республика арендовала у нас эту важную для них водную магистраль. В очередной раз аренда была ими продлена в 2010 году. По новому договору — сроком до 2063 года. Он вступил в силу в 2012-м. Причем на условиях, выгодных для соседей: с ежегодной оплатой 1,2 млн. евро в год. Для сравнения — разовый проход через Панамский канал обходится в сотни тысяч долларов. Рекорд на данный момент составляет 820 тысяч баксов.

Действует договор с финнами и сейчас, несмотря на вступление их в «оборонительный» альянс (при том, что с нашей стороны им никто не угрожает), и процветающую на их берегу русофобию.

С идеей полного переноса Сайменской водной артерии выступили, как сообщает финская телерадиокомпания Yle, представители муниципалитетов провинции Южная Карелия. Неужели те самые люди, что еще недавно ратовали за развитие туризма в разных его формах с россиянами? И которые как родных принимали наших соотечественников. Благодаря русским не один десяток лет жили не тужили. Сами сообразили про «переезд» канала или кто подсказал — из Хельсинки или Брюсселя?..

Перенести масштабное гидросооружение предлагается от озера Сайма до озера Нуйямаярви, что на границе с РФ. После чего построить фактически новую артерию целиком на финской территории вдоль границы с РФ и вплоть до Балтийского моря. Как заявил член городского совета Лаппеенранты Яри Карху, «новый Саймен» можно будет рассматривать также как ров между Финляндией и Россией. «В этом смысле проект имеет оборонное измерение и его строительство может быть частично профинансировано из оборонного бюджета», — считает сей господин.

Но что они будут делать без своей «дороги жизни», протяжённостью в 43 км (на их стороне 23 км + 20 км на российской) всё то время, когда за работу возьмутся специалисты? Дело-то явно не на один день и даже месяц. Каким образом перевозить свои грузы? Через действующий канал идет у Суоми наибольшая их часть. До пандемии, например, перевозилось более 1,2 млн. тонн в оба направления. Плюс ежегодно порядка 20 тыс. туристов.

— Всё, что наша власть делает в последние три года, она делает во вред своей стране, — считает финский политолог Петер Хамеляйнен. — Разве можно было обрывать связи с Москвой? Выводить из России практически весь свой бизнес? Закрывать границы, прежде всего для мирных граждан? В том числе, для родных и близких тех русских, кто постоянно живет у нас. А забор на границе? Сколько уже средств потрачено на него в то время, рушится как экономика, а с ней и зарплаты, растет безработица. Теперь эту историю с Сайменским каналом запускают…

«СП»: Цена вопроса его переноса уже известна?

— Есть предварительные оценки: от 1 до 1,5 млрд. евро. В реальности, я думаю, выйдет в разы больше, если данная идея все-таки возьмёт вверх.

В России с началом СВО звучали призывы денонсировать соглашение с Финляндией по этому каналу. Депутат Госдумы РФ, председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов убеждал коллег закрыть его для Суоми. «Они (финны — ред.) вступили в НАТО, а мы создаём им, потенциальному противнику, дополнительные возможности и комфорт», — убеждал он коллег.

Тогда его не услышали. Какой сейчас видится Сергею Михайловичу «сайменская ситуация»? Что если в Хельсинки действительно возьмутся за смену русла канала?

 — Насколько я понимаю, такие предложения поступают пока от наиболее русофобски настроенных финских политиков. А конкретных расчетов и проектов еще нет, — ответил «СП» депутат Миронов. — На это указывают иллюзии относительно какого-то оборонного значения у канала.

Новая линия Маннергейма? Ничему не учит людей история… Но в главном они правы: задуманный ими новый канал придется строить, если они не изменят свою политику в отношение к РФ.

«СП»: Есть смысл подождать, отслеживая ситуацию? Или денонсировать договор о его использовании неблагодарными соседями?

 — Я уверен, что рано или поздно соглашение об аренде Сайменского канала Россия денонсирует. Напомню, арендное соглашение с этой страной заключалось прежде исходя из того, что она имела нейтральный статус. И по её просьбе, потому что оно было исторически им выгодно. Но ситуация в корне изменилась. Теперь получается, что мы де-юре помогаем этой стране перевозить грузы НАТО.

Да, сейчас канал фактически не используется — финны фактически заморозили отношения с РФ. Тем более нужно прекратить действие уже устаревшего договора! А если Суоми когда-нибудь захотят восстановить с нами связи, заключим новый, на других условиях. Пока же пусть грызут гранит, долбят себе новый канал если им так хочется. Мы за добрососедство. Но насильно мил не будешь! Не хотят нормально общаться — не надо!

Категоричен и депутат Виталий Милонов («Единая Россия»).

— Не понимаю, зачем им канал? Они ведь уже не участники большой международной торговли. Промышленности-то практически не осталось. Этим хуторянам, которые отказались от добрых с нами отношений, нужно продолжать выращивать свой овес, печь лепешки и тихо спиваться, что получается у них очень хорошо. Чем им еще заниматься? Взаимодействия с РФ по лесу теперь нет, бумагу производить (на чём зарабатывали миллионы!) не из чего…

«СП»: Надеются, видимо, на помощь Евросоюза…

— Финляндия в своем нынешнем виде даже с помощью ЕС не способна осуществлять никакие масштабные проекты. Да и раньше, без нашей поддержки не могла. Всё, что у них сделано, построено, достигнуто — это умом и руками сначала шведских мастеров, затем российских.

Вот если будет масштабный проект выпечки карельских пирожков — то это да, у них получится. Но не прорыть новую водную артерию. Потому что эта страна максимально завязла в бюрократии.

Финляндия — это страна, которая может продолжать и дальше жевать овсяную кашу и довольствоваться своим самостийный статусом. Посмотрите на их политиков — это же люди, лишенные даже минимума пассионарной энергии. Поэтому и страна у них пребывает в фазе гомеостаза.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *