Договор об СНВ истекает 5 февраля 2026 года, Россия готова соблюдать его после этой даты еще минимум год, заявил Владимир Путин, но при условии, что то же самое пообещают США. Подробнее — в материале РБК Владимир Путин на совещании с постоянными членами Совета Безопасности в Кремле, Москва
Что предлагает Москва
Россия готова соблюдать Договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, СНВ-III) после того, как срок его действия окончательно истечет 5 февраля 2026 года. Заявил 22 сентября президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности России. С истечением этого договора у Москвы и Вашингтона не останется двусторонних документов, которые бы юридически ограничивали их ядерные арсеналы.
Глава государства пояснил, что полный отказ от этого документа «стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом». Поэтому, «чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности», Москва считает важным сохранить статус-кво, который сложился благодаря ДСНВ.
«Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ», — сказал российский лидер и привел условие: США, будучи второй стороной договора, должны «действовать аналогичным образом» и не предпринимать «шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания».
После 5 февраля 2027 года Москва будет решать, сохранять ли эти «добровольные самоограничения». Путин сообщил, что поручил профильным министерствам продолжать следить за тем, насколько США соблюдают ДСНВ. Особое внимание надо уделить их планам по развитию систем противоракетной обороны (ПРО) — в том числе и той, что Вашингтон планирует разместить в космосе. Такие действия, отметил Путин, могут «обнулить усилия» России по сохранению статус-кво. Если это случится, то Москва будет реагировать «соответствующим образом».
Политика Как США собираются создать крупнейшую в мире систему ПРО
«Полагаю, что реализация российской инициативы могла бы стать существенным вкладом в создание атмосферы, благоприятствующей предметному стратегическому диалогу с Соединенными Штатами Америки, — резюмировал президент России. — Естественно, при форматировании условий для его полноформатного возобновления и с учетом всего комплекса усилий по нормализации двусторонних отношений, устранению фундаментальных противоречий в области безопасности».
Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, ДСНВ, New START) — соглашение между Россией и США, в котором прописано, как стороны будут сокращать свои стратегические наступательные вооружения. Документ подписали в 2010 году в Праге Дмитрий Медведев и Барак Обама. Он вступил в силу 5 февраля 2011 года; через десять лет его продлили еще на пять лет, больше возможности делать это не предусмотрено. Действие ДСНВ окончательно истекает 5 февраля 2026 года.
ДСНВ касается следующих категорий оружия: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), их пусковые установки (ПУ) и заряды; баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), их ПУ и заряды; тяжелые бомбардировщики и их ядерное вооружение.
Для этих вооружений Россия и США установили следующие потолки:
- 700 штук для развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков;
- 1550 для зарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ядерных зарядов, которые числятся за тяжелыми бомбардировщиками;
- 800 штук для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков.
Как обстоят дела с ДСНВ сейчас
После того как Россия и США продлили ДСНВ в 2021 году, они начали обсуждать, что придет этому документу на смену. С началом полномасштабных боевых действий на Украине 24 февраля 2022 года США заявили, что отказываются от диалога с Россией и контакты в сфере стратегической стабильности были заморожены. Год спустя Путин в послании Федеральному собранию сообщил, что Москва свое участие в ДСНВ приостанавливает. Этот шаг он увязал с конфликтом на Украине — в частности, с поставками западного оружия ВСУ и с тем, что Запад помогал наносить удары по российским базам стратегической авиации.
Понятия «приостановка участия» в ДСНВ нет, поэтому США назвали решение России «юридически некорректным» и сообщили, что продолжат считать ее связанной обязательствами по договору. С 1 июня 2023 года Вашингтон перестал передавать Москве информацию о статусе и местонахождении своих стратегических вооружений.
В июне 2023 года администрация Байдена предложила России диалог в так называемом режиме компартментализации, то есть без увязки с другими международными проблемами, по которым у двух стран существуют разногласия. Россия на это заявила, что обсуждать стратегическую стабильность в отрыве от общего контекста, в том числе от украинского, она не будет. Как заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, контроль над вооружениями «не существует в вакууме, а возможности по его «компартментализации» имеют объективные пределы».
Дональд Трамп, вернувшись в Белый дом, призывал возобновить с Россией переговоры. Однако по состоянию на сентябрь 2025 года этого сделано не было.
Что значит предложение Путина
Опрошенные РБК эксперты считают, что в условиях, когда продление ДСНВ больше технически невозможно, а переговоров о новом соглашении нет, предложение о добровольном самоограничении — вариант, который ставит Россию в выигрышную позицию. Наращивать стратегические вооружения не в интересах ни Москвы, ни Вашингтона, пояснил глава проекта «Стратегическое ядерное вооружение России», старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения (Женева) Павел Подвиг, — это втянуло бы их в дорогостоящую гонку вооружений.
«Заявление направлено на то, чтобы эту гонку вооружений как-то сдержать. Особенно с учетом, что в США складывается консенсус по вопросу о том, что надо увеличить число развернутых боезарядов, чтобы противостоять двум оппонентам сразу — России и Китаю, — сказал РБК эксперт. — В этой ситуации, когда Россия выступает с инициативой ничего не наращивать, она оказывается в позиции миротворца. Позиция эта довольно хорошая — у такого предложения негативных сторон нет».
Вашингтон на предложение Москвы еще не отреагировал. «Пока это выглядит как односторонняя инициатива, к которой неформально могут присоединиться США, — считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Полагаю, суть заявления в том, чтобы продемонстрировать готовность Москвы к определенной «самосдержанности» в сфере СНВ. Это хороший жест, даже несколько неожиданный и возвращающий России инициативу в этой области. Как минимум в среде сторонников контроля над вооружениями это уже оценили позитивно».
Согласятся ли на предложение США, сказать сложно. «С одной стороны, там не сказать, чтобы все было благополучно в сфере стратегических наступательных вооружений, особенно разработки и развертывания перспективных систем, — пояснил Стефанович. — С другой — запущен проект «Золотой купол», предполагающий в том числе развертывание космических перехватчиков, и на эту проблему прямо указано в президентском заявлении. Опять же, Китай сам себя не сдержит».
Особую ценность договору придавала зафиксированная в нем система мониторинга и верификации — у сторон был четкий регламент, как проверять, насколько они соблюдают требования ДСНВ. Устная договоренность, взаимное обещание таких механизмов не предполагает. «Можно, что называется, поверить на слово: «Мы не наращиваем, и вы не наращиваете». Но без соглашения и регламентированных процедур эта договоренность будет очень уязвимой для атак, — отмечает Подвиг. — То есть будет очень легко обвинить другую сторону в несоблюдении этой договоренности, и доказать несостоятельность этих обвинений возможности не будет. Так что это в общих интересах — иметь такую систему проверок, обмена данными, инспекций. Восстановить же ее в том виде, в каком она существовала до 2023 года, без договора будет исключительно тяжело, если не невозможно».
Верификация в рамках ДСНВ предусматривает следующие механизмы.
- Обмен уведомлениями (статья VII договора и глава 4 протокола к нему) через национальные центры по уменьшению ядерной опасности. Стороны обязаны сообщать друг другу о любых изменениях относительно вооружений, которые подпадают под действие договора, — от их уничтожения в результате аварии и ликвидации до перемещений и пусков.
- Взаимные инспекции (статья XI и глава 5 протокола) на базах МБР, стоянках подводных лодок и на авиационных базах, чтобы подтвердить точность заявленной информации о количестве и типах СНВ, которые подпадают под действие договора.
Для разрешения спорных моментов Россия и США создали Двустороннюю консультативную комиссию (ДКК) с местом встречи в Женеве.
По информации Госдепартамента США на 1 февраля 2023 года, за время действия договора стороны обменялись 25 449 уведомлениями, провели 328 инспекций и 19 встреч ДКК.
Взаимные инспекции были приостановлены в 2020 году в пандемию COVID-19. Их так и не возобновили. Очередное заседание ДКК, на котором США хотели обсудить инспекции, должно было состояться в начале декабря 2022 года в Каире, однако за день до встречи Москва сообщила, что встреча переносится на неопределенный срок.