Фото: Shutterstock

Индия расположена вблизи ключевых морских торговых маршрутов. Протяженность береговой линии страны составляет 7,51 тыс. км, потенциально судоходных путей — 14,5 тыс. км. На морские перевозки приходятся 95% торговли страны в физическом выражении и 70% в стоимостном выражении.

Совокупная мощность индийских портов составляет 2,6 млрд т. В 2023–2024 финансовом году крупнейшим портом страны по грузообороту стал Парадип в штате Одиша, обработавший 145,38 млн т груза. Ранее этот статус принадлежал порту Кандла в штате Гуджарат.

По данным рейтинга Alphaliner, в 2023 году в топ-30 крупнейших контейнерных портов мира вошли две индийские морские гавани. Порт Мундра в Гуджарате занял 23-е место, обработав 6,5 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент, мера вместимости грузовых транспортных средств), а порт Нава-Шева (порт имени Джавахарлала Неру, JNPT) в штате Махараштра — 26-е место с контейнерооборотом 6 млн TEU.

Государство и частный сектор

Индийские порты делятся на так называемые основные (major ports), которые находятся в ведении Министерства судоходства, портов и водных путей, и второстепенные (non-major ports) — под управлением морских советов штатов. Классификация сложилась исторически и на сегодняшний день не отражает реальной мощности или грузооборота портов. Так, например, такие второстепенные порты, как Мундра, Сикка и Пипавав в Гуджарате обрабатывают большие объемы грузов, нежели основные порты Калькутта, Нью-Мангалор и Тутикорин.

Зачем Индии понадобилась централизованная система страховой информации

В Индии на сегодняшний день насчитывается 12 основных портов: Кандла, Мумбаи, Мормугао, Нью-Мангалор, Кочин, Ченнаи, Камараджар, Тутикорин, Вишакхапатнам, Парадип, Калькутта, Нава-Шева. Второстепенных — более 200, но лишь порядка 65 обрабатывают грузы, остальные используются рыболовными судами и небольшими паромами для перевозки пассажиров. В 2022–2023 финансовом году на долю основных портов приходилось 55% общего грузопотока, второстепенные обработали 45% грузов.

В 1996 году правительство разрешило частному сектору участвовать в развитии и эксплуатации основных портов. Первым проектом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) стал международный контейнерный терминал Нава-Шева (NSICT). На июль 2022 года в основных портах действовали 32 проекта ГЧП, на них приходилось почти 90% новых инвестиций в инфраструктуру причалов и терминалов.

За десять лет общая мощность основных портов увеличилась более чем в два раза: с 745 млн т в 2013 году до 1,617 млрд т в 2023 году. В 2023–2024 финансовом году грузооборот составил 819,2 млн т, контейнерооборот — 12,31 млн TEU. Свыше половины от общего объема контейнеров перевалил порт Нава-Шева.

Сегодня официальный Нью-Дели разрешает стопроцентные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в строительство и обслуживание портов. Приток ПИИ в портовую отрасль за период с апреля 2000 года по сентябрь 2023 года составил $1,63 млрд.

Индия также активно развивает и свою международную портовую инфраструктуру. Так, компания India Ports Global Limited, принадлежащая Министерству судоходства, портов и водных путей, управляет терминалом Шахид Бехешти порта Чабахар в Иране и портом Ситтве в Мьянме, построенным индийской Essar Projects Ltd.

Главный игрок

Крупнейшим частным портовым оператором Индии сегодня считается Adani Ports and Special Economic Zone Ltd (APSEZ) — дочерняя компания конгломерата Adani Group, возглавляемая миллиардером Гаутамом Адани. Компания APSEZ управляет 13 портами и терминалами страны, в том числе крупнейшим контейнерным портом Мундра и новым портом Вижиньям в штате Керала — первым автоматизированным портом и портом трансшипмента (перевалка, временное хранение транзитного груза) в стране. Компанию обвиняют в злоупотреблении доминирующим положением на рынке: так, по данным The Indian Express, в среднем каждые 500 км на береговой линии Индии располагается порт или терминал, принадлежащий Адани.

Деньги в «цифре»: как в Индии развивают цифровую рупию

Общая мощность портов и терминалов APSEZ составляет 580 млн т. На долю компании приходится около четверти грузопотока всех индийских портов и более 50% грузопотока второстепенных портов. В 2022–2023 финансовом году грузооборот портов APSEZ достиг 336,6 млн т. Порты Адани обработали 8,5 млн TEU, или 42% контейнерооборота страны.

Зарубежные активы APSEZ включают порт Хайфа в Израиле, порт Коломбо в Шри-Ланке и порт Дар-эс-Салам в Танзании. Кроме того, компания намерена построить новый порт во вьетнамском Дананге и уже получила одобрение правительства Вьетнама.

К синей экономике

Ставку на развитие портовой инфраструктуры делают в правительстве Индии: чиновники уже более десяти лет активно предлагают меры поддержки отрасли и ее модернизации. Флагманской программой стала Sagarmala («морское ожерелье» на хинди), которая была анонсирована в 2015 году. Она предусматривает создание новых портов и модернизацию существующих, развитие прибрежных экономических зон (CEZ) в целях сокращения затрат на логистику и времени транспортировки грузов, сопряжение портов с водными путями, железными и автомобильными дорогами, комплексное развитие прибрежных территорий. Программа рассчитана на поэтапную реализацию до 2035 года с инвестициями в размере 6 трлн рупий. В 2020 году в развитие Sagarmala была принята десятилетняя программа Maritime India Vision 2030 с предполагаемым объемом инвестиций более 3 трлн рупий.

В рамках концепции синей экономики (blue economy) в 2023 году была одобрена «дорожная карта» Maritime Amrit Kaal Vision 2047. Она нацелена на создание в Индии портов мирового класса, развитие внутреннего водного транспорта и каботажного судоходства, формирование устойчивого морского сектора экономики. Программа рассчитана до 2047 года (приурочена к 100-летию независимости Индии) и предусматривает инвестиции в размере 80 трлн рупий.

В соответствии с «дорожной картой» к 2047 году общая мощность индийских портов должна достичь 10 млрд тонн грузов в год. В целях повышения их роли в мировой торговле выделяются три ключевых направления развития: создание мегапортов для обслуживания растущего грузопотока, расширение потенциала трансшипмента и повышение производительности портов.

Запланировано развитие шести мегапортов: двух с мощностью выше 500 млн тонн в год (портовые кластеры Диндаял — Туна Текра и Джавахарлал Неру — Вадхаван) и четырех с мощностью, превышающей 300 млн тонн в год (портовые кластеры Кочин — Вижиньям, Ченнаи — Камараджар — Каддалор, Парадип — другие второстепенные порты, порт залива Галатея). Число глубоководных портов (с осадкой 18–23 м) должно вырасти с нынешних пяти до 13.

Субсидии и FAME: как в Индии поддерживают развитие рынка электрокаров

Вдобавок к порту Вижиньям планируется построить еще два новых порта перевалки — порт Вадхаван в Махараштре и порт залива Галатея на острове Большой Никобар (на Никобарских островах). Индийские порты переваливают лишь 25% контейнеров, пунктом происхождения или назначения которых является Индия. На порты Коломбо, Порт-Кланг, Сингапур приходится более 85% контейнеров, переваливаемых за рубежом, при этом 45% — на порт Коломбо.

Сегодня официальный Нью-Дели нацелен на превращение основных индийских портов в хабы по производству, использованию и экспорту зеленого водорода. Ранее в качестве хабов для экспорта зеленого водорода были определены три порта: Кандла, Парадип и Тутикорин. Программа также предусматривает создание промышленных кластеров на прилегающих к портам территориях, развитие круизного туризма, цифровизацию портовой инфраструктуры, развитие морского арбитража.

В соответствии с «дорожной картой» индийское правительство стремится войти в пятерку стран-лидеров по судостроению. На сегодняшний день Индия занимает менее 1% мирового рынка этой отрасли. Кроме того, поставлена цель войти в пятерку лидеров по тоннажу судов под национальным флагом. В настоящее время более 93% международных грузов, пунктом происхождения или назначения которых является Индия, перевозятся на судах под иностранным флагом.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *