Антон Силуанов
Проект федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов будет формироваться «по принципам и правилам, которые прописаны законодательно», то есть исходя из нормативного закрепленного бюджетного правила, сообщил в интервью Радио РБК министр финансов Антон Силуанов. «Это дает устойчивость бюджетной конструкции, независимость бюджета от внешних факторов, будь то цены на энергоресурсы или санкции», — сказал он.
По словам Силуанова, бюджет должен составляться как «железобетонная конструкция», чтобы, в частности, поставить «щит в отношении всех санкций, которыми пытаются разрушить нашу экономику и финансы».
Жестче бюджет — мягче денежно-кредитная политика
В конце августа Силуанов на совещании у президента заявил, что Минфин готовит «сбалансированный» бюджет в соответствии с бюджетным правилом, причем взаимодействует с Центробанком при формировании бюджетной политики, с тем чтобы бюджет давал возможность смягчать денежно-кредитную политику. «Структурно сбалансированный» бюджет был разработан и в 2024 году (на текущий год) — после двух лет стимулирующей контрсанкционной бюджетной политики, когда федеральные расходы были выше, чем предписывались нормативным бюджетным правилом.
«Центральный банк очень внимательно следит за тем, какой дефицит бюджета, какой вклад вносит бюджет в монетарную политику. А мы знаем, что банки и бюджет формируют денежную массу, формируют денежное предложение. Поэтому чем меньше у нас будет дефицит бюджета, тем больше возможностей для кредитов у коммерческих банков. Чем меньше у нас будет дефицит бюджета, тем мягче может быть денежно-кредитная политика», — пояснил Силуанов на радио РБК.
Бюджетное правило состоит из двух компонентов. Первый ограничивает расходы бюджета исходя из суммы ненефтегазовых доходов и доходов, получаемых при определенном равновесном уровне сырьевых цен (в настоящее время таким уровнем является $60 за баррель). Второй определяет формирование резервов, тогда как в период низких цен на нефть накопленные в период высоких цен средства могут быть использованы на поддержку совокупного спроса в экономике.
Силуанов заявил, что нынешние высокие ставки — отчасти следствие повышенного бюджетного импульса в предыдущие годы. «И сейчас мы не должны повторять эту ситуацию. Поэтому бюджет должен быть сбалансированным. И это залог того, что мы можем надеяться на более мягкую денежно-кредитную политику», — отметил он.
Оптимизация расходов
Ранее, в представленном в начале сентября проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на 2026–2028 годы (.pdf) Центробанк заявил, что правительство ожидает серьезного расширения социального обеспечения населения, что может способствовать опережающему росту расходов на социальную политику по сравнению с динамикой расходов в целом. В этом случае начатая в 2025 году нормализация бюджетной политики «потребует ограничений расходов по другим направлениям», заявили в ЦБ.
Участники ВЭФ — о том, какие расходы бюджета можно было бы сократить Экономика
По словам Силуанова, оптимизация расходной части — это «постоянный процесс»: без оптимизации и ежегодной приоритизации расходов ничего не получится. «Каждый год возникают новые задачи, каждый год возникают новые приоритеты. И каждый год мы пересматриваем все, что есть в нашем распоряжении. Где-то приходится от чего-то отказываться, где-то приходится оптимизироваться», — сказал министр. В целом, по его словам, совокупные заявки ведомств при формировании проекта бюджета в три раза превышают те расходы, которые в итоге утверждаются.
Консерватизм по снятию санкций и нефти
Минфин всегда составляет бюджет исходя из «взвешенных, консервативных подходов», рассказал Силуанов, подчеркнув, что закладываться на чрезмерный оптимизм нельзя. Поэтому, в частности, невозможно ориентироваться на возможное ослабление западных санкций. «Будет — не будет. Что нам гадать? Нам нужно делать так, чтобы все бюджетные обязательства были выполнены безусловно, — пояснил он. — Будет лучше — хорошо: мы потратим дополнительные деньги на те задачи, которые будут стоять. А если нет?»
Аналогичного подхода, по его мнению, нужно придерживаться и в прогнозировании нефтяных цен. В 2026 году нефтегазовые доходы бюджета закладываются исходя из прогнозируемой средней цены в $59 за баррель Urals, сообщил Силуанов. «Мы видим, что аналитики говорят о том, что на среднесрочной перспективе Brent будет стоить где-то $60–65 за баррель. Сегодня у нас существуют дисконты к марке Brent, поэтому мне кажется, что тот прогноз, который сделан в Министерстве экономики по цене на нефть, достаточно взвешенный, $59, где-то $60 в последующие годы», — указал он.
ЦБ в проекте основных направлений написал, что с учетом ожидаемой динамики цен на углеводороды ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет сокращаться, в 2026 году ожидается чистое расходование средств ФНБ в рамках бюджетного правила. В связи с этим, возможно, стоит рассмотреть вопрос о снижении базовых цен на углеводороды в бюджете (сейчас $60 за баррель по нефти и $250 за 1 тыс. куб. м по газу), допустили в ЦБ. Такой пересмотр будет означать, при прочих равных, потенциальное возобновление накопления резервов и сокращение предельных расходов бюджета. Сам Силуанов ранее высказывался в пользу такого возможного пересмотра базовой цены на нефть, но подчеркивал, что двигаться в этом направлении нужно «очень аккуратно», чтобы не навредить расходным приоритетам.