data-title=»Ростехнадзор доработал вызвавшие угрозу остановки канатных дорог правила» data-url=»https://www.rbc.ru/business/24/07/2025/687f7ffa9a7947f840fc6732″ > Вконтакте Одноклассники Telegram Эксклюзив Ростехнадзор доработал вызвавшие угрозу остановки канатных дорог правила Канатные дороги на горных курортах и в городах могут остановиться из-за новых норм безопасности, предупредило Общероссийское объединение пассажиров. Ростехнадзор заявил, что доработал правила и они коснутся только новых дорогФото: Владимир Песня / РИА Новости Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Ростехнадзор доработал предложенный им проект приказа о новых правилах безопасности пассажирских канатных дорог, которые вызвали у бизнеса опасение остановки деятельности горнолыжных курортов и транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода после 1 сентября 2025 года. Это следует из ответа управления государственного строительного надзора Ростехнадзора на запрос РБК. Доработку проекта федеральных норм и правил подтвердили также в пресс-службе Минэкономразвития.

О каких правилах идет речь

О риске остановки канатных дорог на крупнейших горнолыжных курортах России и в Нижнем Новгороде из-за новых норм безопасности заявило в июле Общероссийское объединение пассажиров в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. О таких же возможных последствиях новых правил безопасности, если они будут приняты, на прошлой неделе предупредило Минэкономразвития и руководство горного курорта «Архыз». С копиями обоих обращений ознакомился РБК, в пресс-службах правительства и Минэкономразвития получение этих писем подтвердили.

Проект изменений в утвержденные в 2020 году федеральные нормы и правила, регулирующие безопасность пассажирских канатных дорог и фуникулеров, Ростехнадзор разработал в этом году. В апреле федеральная служба разместила проект приказа для публичного обсуждения, следует из его карточки на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Производитель заявил о риске сбоя канатных дорог из-за иностранного софта Бизнес

Проект, как указывало Общероссийское объединение пассажиров, предлагал сделать обязательными положения из принятых в 2024 году ГОСТов, устанавливающих требования безопасности к натяжным устройствам одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог, их приводным системам, подвижному составу и другим элементам конструкции. Распространить требования предлагалось не только на проектируемые, но и на уже действующие канатные дороги — при их ремонте, а также технической экспертизе и их эксплуатации. В случае принятия изменений они вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

О чем предупреждали участники рынка

В России сегодня действует более 400 канатных дорог, которые ежедневно перевозят десятки тысяч пассажиров — они часть городской и туристической транспортной инфраструктуры, а для ряда территорий, например в горах, это единственно доступная форма регулярной перевозки, указывает Общероссийское объединение пассажиров. Принятие новых норм и правил для канатных дорог приведет к значительным последствиям для транспортной системы страны, предупреждал в письме Мишустину председатель объединения и заместитель председателя общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. Предложенные изменения, по мнению отрасли и региональных властей, технически и экономически невыполнимы для большинства действующих канатных дорог, указывает он в письме: «Без проведения масштабной и дорогостоящей модернизации им будет отказано в продлении разрешений на эксплуатацию, что означает фактическое прекращение перевозок». Особенно острые, по словам Зотова, последствия могут проявиться в крупных проектах с государственным участием — например, в Нижегородской области. Канатная дорога через Волгу, которая обеспечивает связь между Нижним Новгородом и Бором, в 2024 году перевезла более 2 млн пассажиров, в регионе запланировано также строительство новых канатных дорог.

Новости компаний РБК Компании Делитесь новостями бизнеса на РБК Используйте нативные форматы: новости, мероприятия, кейсы, мнения экспертов, интервью, отзывыРБК Компании Молодые организации в сфере здравоохранения Посмотрите в каталоге по регионамРБК Компании Старейшие компании в сфере добычи полезных ископаемых Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона

О том, что новые нормы могут привести к остановке деятельности горнолыжных курортов и дополнительным затратам на создание новых канатных дорог, предупредил Минэкономразвития и генеральный директор управляющей компании курорта «Архыз» Роман Киранчук. Соответствие действующих канатных дорог федеральным нормам и правилам подтверждалось документами при вводе этих объектов в эксплуатацию на определенный срок службы, следует из письма. Предложенные Ростехнадзором изменения повлекут необходимость проводить техническое освидетельствование канатных дорог каждый год и проверять соответствие оборудования не паспортным характеристикам и проектным решениям, а измененным нормам и правилам, писал Киранчук. Сложности вызвало и предложение сделать обязательными некоторые положения новых ГОСТов: один них, к примеру, устанавливает требование к высоте дверных проемов закрытых кабин — не менее 2 м. При этом на канатных дорогах, которые работают сейчас на горных курортах «Архыз», «Красная Поляна», «Эльбрус», а также в Нижнем Новгороде, установлены кабины с высотой потолков от 1,55 до 1,9 м, приводит пример Киранчук. «Данное требование в случае принятия приказа повлечет за собой остановку всех канатных дорог после очередного ежегодного технического освидетельствования и потребует дорогостоящей и длительной модернизации канатных дорог», — предупреждает гендиректор управляющей компании «Архыза».

Глава «Архыза» заявил о подорожавших на 800% запчастях для канатных дорог Бизнес

Замена кабин — это не только закупка оборудования, но и проектирование, производство, монтаж и экспертиза промышленной безопасности, перечисляет Зотов: процесс может занимать от шести месяцев до полутора лет на один объект. Потери одного горнолыжного курорта Северного Кавказа из-за закрытия канатной дороги, по оценкам Зотова, могут составлять 1,5–2 млрд руб. в год, сопутствующие потери будут и от смежных сегментов. Значительные затраты на модернизацию с высокой долей вероятности будут переложены на конечного потребителя — это приведет к росту стоимости билетов на подъемники и в целом увеличению цен на отдых, резюмирует эксперт.

Общероссийское объединение пассажиров просило Мишустина рассмотреть возможность исключить из-под действия проекта изменений все действующие канатные дороги, введенные в эксплуатацию до его вступления в силу. Исключение там предложили сделать и для объектов в стадии проектирования и строительства, по которым уже есть заключенные контракты.

Как доработали проект

В управлении государственного строительного надзора Ростехнадзора РБК заявили, что утверждения о массовых остановках канатных дорог из-за вступления в силу с 1 сентября 2025-го приказа службы об изменении правил безопасности пассажирских канатных дорог основаны на устаревшей версии проекта от апреля 2025 года. «Актуальная редакция документа не содержит норм, устанавливающих ограничения для канатных дорог, введенных в эксплуатацию ранее», — заверили в Ростехнадзоре. Всего в России, по информации ведомства, эксплуатируется 201 пассажирская подвесная канатная дорога.

Глава «Архыза» заявил о подорожавших на 800% запчастях для канатных дорог Бизнес

Требования п. 1–3 приложения к приказу распространяются только на проектирование и изготовление канатных дорог и не применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, уже эксплуатирующим опасные производственные объекты, на которых используются пассажирские канатные дороги и фуникулеры, подчеркнули в управлении государственного строительного надзора службы. Там добавили, что при прохождении общественного обсуждения и согласовании проекта учли все предложения и замечания госорганов и бизнеса, и сейчас документ находится на государственной регистрации в Минюсте.

В Минэкономразвития РБК сообщили, что проекту в новой редакции было выдано положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. Из него было исключено положение о применении новых требований к ремонту канатных дорог, а также сохранена норма о том, что канатные дороги, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых федеральных норм и правил и не модернизированные под них, должны проверяться на соответствие паспортным данным и выданной ранее разрешительной документации. При этом подтверждено использование производителями трех ГОСТов при производстве канатных дорог, добавили в Минэкономразвития.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Главное для большого бизнеса СберПро АПК

Как будет меняться мясная индустрия в России: экспорт, переработка, нишевые продукты

СберПро Интересное

Перспективы делового туризма в 2025 году

СберПро Главная

Ворота в Персидский залив. Какие возможности для бизнеса открывает сотрудничество
с Катаром

СберПро Интересное

9 популярных промптов для нейросети: шаблоны для руководителей

СберПро Интересное

Дайджест глобальных цифровых трендов. Агророботы, наноудобрения и редкоземельные металлы

СберПро Недвижимость

ERP для строительных подрядчиков. Как компании автоматизируют процессы и повышают свою эффективность

СберПро Интересное

Финансы в цифре: зачем топ-менеджеру AI и блокчейн

СберПро Госсектор

Инвестиции в качество жизни. Почему растёт популярность государственно-частного партнёрства

СберПро Недвижимость

AI-cчётчики и роботы-диспетчеры. Как движется цифровая трансформация ЖКХ

СберПро Главная

Переход на отечественное ПО: результаты и вызовы

Реклама, ПАО Сбербанк

Авторы Теги

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *