Autonews.ru решил выяснить, с чем связано резкое падение стоимости китайских машин на вторичном рынке. Цикл статей, посвященных проблеме, мы начинаем с продукции компании Chery — эта марка пришла в Россию раньше большинства других китайских брендов, а ее доля в общей структуре продаж по итогам 2024 года составила около 10%.

Что у Chery на первичке

В августе 2025 года, по подсчетам «Автостата», кроссовер Chery Tiggo 7L стал пятым по популярности среди всех моделей на первичке с показателем 3770 проданных единиц, а модель Chery Tiggo 4 — седьмой (3476 единиц). Суммарно в августе было продано 11 099 автомобилей Chery, что позволило бренду занять третью позицию после Lada и Haval.

За первые восемь месяцев 2025 года марка смогла продать в России 79 851 автомобиль. В августе на продукцию компании приходилось 9,08% первичного рынка, а по итогам первых восьми месяцев — 10,33%. Иными словами, каждый десятый новый автомобиль в России сейчас — это модель марки Chery. По итогам 2024 года продукция бренда стала третьей по популярности: в стране было реализовано 157 040 шт. А по итогам 2023 года автомобили Chery и вовсе оказались самыми популярными новыми иномарками в стране с показателем 118 950 единиц.

Что у Chery на вторичке

Несмотря на большую популярность новых Chery и большой модельной линейки, продать их на вторичном рынке сложно. Как, впрочем, и почти все другие китайские модели.

По подсчетам «Автору Оценка» (результаты исследования есть в распоряжении Autonews.ru), в августе 2025 года средняя цена подержанных автомобилей китайских марок опустилась до 2,1 млн руб. и стала ниже на 2% по отношению к июлю, а также сразу на 5% в годичном срезе. Для сравнения, европейские, японские, корейские марки за месяц подешевели лишь на 1%, до 2,3 млн руб., а средняя стоимость отечественных моделей на вторичном рынке и вовсе выросла на 1% по отношению к июлю (до 701 тыс. руб.).

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС Вторичка 19 сентября За месяц — более 565 тыс. Какие машины с пробегом раскупали россияне Параллельный импорт 17 сентября «Подержанным машинам — конец»: «Лиса рулит» — о новом утильсборе

К причинам падения стоимости китайских машин на вторичном рынке аналитики отнесли избыточное предложение и изменение структуры спроса. Особенно остро это заметно по «китайцам»: по отношению к прошлому году таких машин на вторичном рынке стало больше примерно вдвое.

Что касается моделей Chery, то на вторичном рынке их можно отнести к разряду не очень популярных. По подсчетам «Автостата», в июне 2025 года ни одна из моделей этой компании не смогла попасть в топ-10 среди подержанных, как, впрочем, не вошли туда и модели прочих китайских марок. Потребители по-прежнему отдают предпочтение продукции хорошо известных и проверенных Lada, Kia и Hyundai, Ford, Toyota, Chevrolet и Volkswagen, Honda и Renault.

Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press

Проблема ликвидности

По мнению директора по развитию партнерской сети «Китаяна» (компания занимается ремонтом, обслуживанием и участвует в перепродаже китайских машин) Артемия Тушкова, для современного покупателя вопрос ликвидности китайских автомобилей на вторичном рынке стал ключевым при расчете итоговой стоимости владения.

«Существует принципиальная разница в потребительском поведении на внутреннем рынке в Китае и в России. В Китае автомобили имеют значительно более низкую стоимость относительно доходов населения, что делает частую смену машины экономически оправданной. Местные производители сознательно стимулируют быстрый цикл обновления, рассматривая автомобиль как гаджет», — пояснил эксперт.

По словам Тушкова, стремительное обесценивание «китайцев» происходит по нескольким причинам. Главная из них — взрывной рост предложения на первичном рынке: «Китайские бренды агрессивно наращивают присутствие в России, предлагая современные модели по привлекательным ценам с длительной гарантией. Это делает покупку новой машины крайне заманчивой, переключая спрос с подержанных автомобилей на новые предложения». Сейчас эти же машины начинают массово выходить на вторичный рынок, создавая повышенное предложение и усиливая ценовое давление.

Еще одной причиной резкого обесценивания является наличие специальных программ от дилеров и импортеров на новые машины.

«Покупатель новой машины часто может рассчитывать на кредитные программы со ставками ниже рыночных и выгодные программы трейд-ина. Это серьезный аргумент в пользу нового автомобиля, который еще больше снижает привлекательность вторичного рынка», — уточнил Тушков.

Chery Tiggo 7 Pro Max (Фото: Autonews)

Глава «Автостата» Сергей Целиков также отметил, что в 2025 году китайские автомобили начали очень быстро терять остаточную стоимость. Эксперт связал это со скидками и распродажами новых автомобилей.

«В прежние два года, пока цены на новые автомобили росли, на вторичном рынке их стоимость тоже более-менее держалась», — объяснил собеседник.

Сейчас и объем вторичного рынка «китайцев» существенно вырос, и цены на автомобили с пробегом достаточно сильно пошли вниз, добавил Целиков.

По оценке автоподборщика и сооснователя «СтопХлам ЦФО» Никиты Бетмана, все китайские машины, включая Chery, за первый год владения теряют в среднем 30–40% от первоначальной стоимости, а за три — уже 55–70%.

Владелец компании по продаже автомобилей с пробегом и автор телеграм-канала Саша Goodprice Александр Кузищев в беседе с Autonews.ru подтвердил, что все «китайцы» на вторичке пользуются плохим спросом:

«Новых «китайцев» люди покупают вынужденно. Эта та категория граждан, которая привыкла приобретать новые автомобили. Им важна гарантия, чтобы никто до них в машине не сидел, важно дилерское обслуживание. К «черным» дилерам они обращаться не хотят. И им нужен автокредит. А те, кто адаптирован и привык покупать подержанные автомобили, — совсем иная категория граждан. Такие люди рассматривают «Корею», «Японию», «Европу», а не «китайцев», — считает он.

Автоэксперт Максим Минеев, в свою очередь, отметил, что сейчас на вторичный рынок поступает множество китайских машин от юридических лиц, в том числе приобретенных ими в лизинг. Именно от этих предложений и формируется рынок.

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Вызовы обслуживания и ремонта

Напрямую низкая ликвидность «китайцев», по мнению Бетмана, связана с трудностями в их обслуживании. Люди нередко месяцами вынуждены ждать, когда придут запчасти.

«Цены на оригинальные запчасти для «китайцев» зачастую сопоставимы с корейскими аналогами, что для подержанного автомобиля выглядит неадекватно высоким», — отметил Тушков.

Он также добавил, что такие машины конструктивно сложны и требуют при обслуживании специального оборудования и квалифицированных мастеров. 

По мнению Кузищева, покупать «китайца» на вторичке можно только при условии небольшого пробега и после дилерского обслуживания — от первого владельца и, желательно, на гарантии.

«На пробеге до 70–80 тыс. км «китайца» можно брать смело. Пробег 150–200 тыс. км — это уже табу. У них малокубатурные «раздутые» моторы. Плюс там стоят вариаторы. Продавать «китайца» с пробегом 150–200+ тыс. км — это крайне сложная задача. На таких пробегах они уже сыплются», — конкретизировал собеседник.

Сколько теряют Chery

В компании Chery запрос редакции Autonews.ru касательно точных цифр падения стоимости машин бренда на вторичном рынке комментировать не стали и на момент публикации не предоставили официальных данных.

Фото: Autonews

По мнению Тушкова, модели Chery демонстрируют характерную для продукции из Китая динамику:

  • за первый год эксплуатации машина теряет 25–35% стоимости;
  • за два-три года накопленная потеря достигает 45–55%.

«Мы наблюдаем фундаментальный сдвиг в восприятии автомобиля. Китайские производители сознательно продвигают эту философию, ежегодно выпуская обновленные версии с улучшенными характеристиками. Это стимулирует владельцев к постоянному обновлению, подобно смене смартфона. Первый владелец обычно покупает автомобиль как технологичный продукт, а через два – три года, при появлении новой версии, легко расстается с ним через программы трейд-ин. Это создает постоянный поток относительно свежих, но уже морально устаревших автомобилей на вторичный рынок», — конкретизировал Тушков.

О том, сколько именно теряют в цене конкретные модели марки Chery, можно косвенно судить и по базе объявлений на популярных онлайн-площадках. Мы изучили предложения по наиболее востребованным моделям за три года и свели показатели в таблицу. За отправную точку взяли средневзвешенную рекомендованную розничную цену на новые автомобили 2025 года.

Стоимость популярных Chery по годам, руб.

2025 (новые) 2024 (б/у) 2023 (б/у) 2022 (б/у)
Chery Tiggo 4 Pro 2 130 000 1 828 000 1 807 000 1 610 000
Chery Tiggo 7 Pro 2 882 000 2 400 000 2 120 000 1 938 500
Chery Arrizo 8 3 020 000 2 991 000 2 250 000 1 451 000

«Продать такие автомобили крайне тяжело, на вторичке большое количество предложений, конкуренция огромная. Вероятнее всего, это связано с меньшей популярностью по сравнению с японскими, корейскими и европейскими автомобилями и качеством таких автомобилей в целом. Чтобы продать автомобиль, нужно снижать стоимость, дабы выделяться среди кучи предложений, предложения превышают спрос», — заключил Бетман, говоря в целом о «китайцах» на отечественном вторичном рынке.

Читайте также:

Электрокары и правда заменят машины с ДВС? Что ждет мировой рынок

Bloomberg заявил о сокращении экспорта китайских автомобилей в Россию

Россия и Китай работают над признанием водительских прав. Что известно

Владельцы этих «китайцев» чаще всего устраивают ДТП. Антирейтинг
 

Авторы Теги Александр Воронцов Алексей Панков Дмитрий Александров

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *