Фото: Shutterstock
Глобальный рынок круизного туризма в последние годы находится на подъеме. В 2024 году общемировой доход круизной индустрии достиг нового исторического максимума, превысив $40 млрд, по данным Cruise Lines International Association. К 2028 году аналитики ожидают, что показатель перешагнет планку в $50 млрд.
В России наиболее быстрорастущий сегмент рынка и лидер по числу туристов сегодня — речные круизы, однако спрос на морские ежегодно растет, отмечают аналитики. В 2024 году пассажиропоток речных круизов вырос на 20% и достиг 500 тыс. человек, по данным Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ). Общее число круизных туристов в 2025 году достигло 610 тыс. человек, что на 32,6% больше, чем в 2022 году.
Развитие новых круизных линий будет способствовать росту как внутреннего, так и внешнего туризма, считают эксперты. Наиболее динамично развивающимся туристическим рынком, в частности, является Азиатско-Тихоокеанской регион, отмечает президент ОСИГ Алексей Волков: «На растущий тренд, в частности, еще несколько лет назад обратили внимание власти дальневосточных регионов России».
Морская круизная линия — проект «Тихоокеанский круиз», который должен быть запущен весной 2026 года. Маршрут свяжет Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатку, он должен привлечь на Дальний Восток до 50 тыс. туристов ежегодно, как заявляли ранее участники проекта. Первый в современной России круизный маршрут был представлен на Восточном экономическом форуме 2025(ВЭФ) в сентябре этого года. Это глобальный проект, которого долго ждали, заявил в своем выступлении на ВЭФ председатель комиссии Госсовета по направлению «Туризм», губернатор Приморского края Олег Кожемяко: «Идея создания такой линии лет десять витала в воздухе, и сейчас начала приобретать конкретные очертания».
Зачем России новые круизные маршруты
По данным ОСИГ, для навигации 2025 года использовали 107 круизных судов, из которых лишь семь работают в Сибири, остальные — в европейской части России. Совокупная пассажировместимость круизного флота России — около 20 тыс. мест. «В 2025–2026 годах планируется спустить на воду минимум восемь новых судов, а всего до 2035 года запланировано строительство 175 пассажирских судов», — говорит Волков.
Сочетание морских и речных круизов, развитие новых маршрутов создает возможности для привлечения, в том числе иностранных туристов, говорят эксперты.
«Наша страна способна отвечать на самые актуальные запросы не только отечественных, но и зарубежных туристов. Их все больше начинают интересовать новые впечатления, а значит, — новые маршруты», — отмечает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Сурен Варданян. Морские круизы, по его словам, познакомят иностранных гостей с российскими регионами, что будет способствовать продвижению позитивного имиджа страны.
Запуск «Тихоокеанского круиза» рассматривается и как важный шаг развития экономики всего Дальнего Востока, отмечают эксперты. Данный проект — часть государственной стратегии развития регионов в целом, говорит губернатор Камчатского края Владимир Солодов: «Мы целенаправленно идем по пути создания туристической индустрии, которая на сегодняшний день является самой быстрорастущей и по числу задействованных в ней специалистов, и с точки зрения темпов развития». По словам Солодова, только за последние пять лет на Камчатке создано 5 тыс. рабочих мест в туризме, и в ближайшие годы появится еще столько же.
Статс-секретарь, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский в начале сентября обозначил объем ожидаемых инвестиций в туристические проекты на Дальнем Востоке в 316 млрд руб., из которых инвесторами уже вложено 62,7 млрд руб.: «Это создание новых рабочих мест в туристической индустрии, в ресторанном бизнесе. Кроме того, это гиды, автобусы, и многое другое. То есть в целом это влечет за собой приток дальнейших инвестиций на Дальний Восток».
При этом экономический эффект дальневосточной круизной линии напрямую связан с привлечением зарубежных гостей, считает первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина: «Мы готовы оказать всяческое содействие инвестору. Думаю, что мы однозначно будем говорить об экономической эффективности, особенно когда появятся иностранные туристы».
Что привлекает в круизный бизнес частных инвесторов
Рынок круизного туризма в России и, в частности, на Дальнем Востоке находится на начальной стадии развития. Это дает возможность выйти на перспективный рынок, считают эксперты. Организация круизов требует значительных капиталовложений, которые имеют сравнительно длительные сроки окупаемости, отмечает Сурен Варданян: «Первым инвесторам труднее всего: они прокладывают путь, зато могут рассчитывать на серьезную долю рынка». По его словам, интерес отечественных инвесторов уже есть, впоследствии можно ожидать в данной сфере и серьезные иностранные инвестиции.
Соглашение о развитии круизного туризма на Дальнем Востоке с представителями Приморья, Сахалинской области и Камчатки, а также Минвостокразвития подписала компания-инвестор АО «КС-Стратегический Альянс». Партнерами проекта также являются ФГУП «Росморпорт» и ПАО «Совкомфлот».
По словам председателя совета директоров АО «КС-Стратегический Альянс» Кирилла Шубского, расчетная окупаемость проекта круизной линии — восемь-девять лет. Инвестор предполагает, что проект окупится быстрее. По его словам, на «Тихоокеанском круизе» будет работать современный дизель-электроход Astoria Nova длиной свыше 200 м и вместимостью более 1,4 тыс. пассажиров. Это судно высокого класса, говорит Кирилл Шубский: «На борту расположены театрально-концертный зал на 1 тыс. мест, восемь тематических баров и ресторанов, СПА и фитнес-центр».
Лайнер будет заходить во Владивосток, Корсаков, проходить через острова Курильской гряды и завершать путешествие в порту Петропавловска-Камчатского. Рассматривается возможность создания реверсивного маршрута, рассказали в АО «КС-Стратегический Альянс»: на обратном пути «Астория Нова» остановится также на Командорских островах и Тюленьем острове.
Продлится круиз 10–12 дней. Планируется, что первое плавание состоится весной следующего года, а билеты поступят в продажу уже в октябре 2025-го. Один день путешествия обойдется туристам примерно в 17 тыс. руб., такие данные приводят организаторы круиза.
Инициаторами проекта были исследованы все возможные точки притяжения, и разработан максимально привлекательный для туристов маршрут, рассказала первый заместитель министра туризма Сахалинской области Наталия Пахолкова: «Очень важно создать и упаковать хороший качественный продукт, чтобы люди смогли в хороших, комфортных условиях прикоснуться к нетронутой природе. Это черные и белые пески, надводные и подводные вулканы, самые высокие водопады — все это можно посмотреть сегодня с моря».
Эксперты отмечают, что важна и государственная поддержка реализации подобных инвестпроектов на всех уровнях. Власти готовы оказать бизнесу максимальное содействие в решении всех вопросов — от финансов и логистики до продвижения проекта дальневосточного круиза, подчеркивает Олег Кожемяко: «Мы, безусловно, подставим свое плечо в реализации этого проекта — и в части возможного вхождения в структуру, и в части решения тех вопросов, которые связаны с логистикой».
По инициативе председателя комиссии Госсовета по направлению «Туризм» была создана межрегиональная рабочая группа по развитию круизного туризма на Дальнем Востоке. Регионы, участвующие в проекте, провели совместную работу — от оценки всей портовой инфраструктуры до создания аттестационной комиссии для гидов и экскурсоводов, подчеркивают в администрации региона.
В Минвостокразвития проект дальневосточной круизной линии уже называют примером совместной эффективной работы государства и частных инвесторов.