Фото: Shutterstock
Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России в 2024 году увеличился на 19% по отношению к показателям 2023-го, следует из данных аналитического агентства Smart Ranking, — до 144 млрд руб. В 2023 году рост составил 32%.
Одной из причин динамичного роста рынка онлайн-образования стал активный поиск новых форматов, которые отвечали бы запросам современных пользователей. В их числе, например, микрообучение (или микролернинг) — подход, при котором учебный материал разбивается на короткие отрезки, как правило, 10–15 минут. Сегодня такой формат используется и для обучения детей, и в вузах, и в корпоративном образовании.
Одним из первых, кто предложил такую форму обучения, стал американский психолог Беррес Скиннер. В 1950-е годы он разработал концепцию программированного обучения. Основная идея состоит в том, что материал делится на небольшие порции, каждая из которых содержит новую информацию и задание. Учащийся работает в своем темпе, получая немедленную обратную связь после каждого шага и подкрепление правильного ответа, что способствует усвоению знаний. Скиннер считал, что такой подход поможет ученикам не только эффективнее усваивать знания, но и сохранять мотивацию благодаря постоянному ощущению успеха.
Хотя термин «микролернинг» появился намного позже, именно принципы Скиннера — дробление информации, мгновенная обратная связь и самостоятельный темп — легли в основу нового на тот момент формата. Сегодня с развитием цифровых технологий эти идеи получили новое воплощение. Короткие видеоуроки, интерактивные тренажеры и карточки для запоминания в мобильных приложениях — это прямое продолжение концепции программированного обучения, адаптированное под ритм и возможности современного человека, говорят эксперты.
Когда микроформат дает макси-результат
Микрообучение, как отмечает основатель платформы Skill Cup Роман Мандрик, позволяет встроить потребление учебной информации между делами наряду с развлекательным контентом. Микрообучение более адекватно современному ритму жизни: для многих людей найти час, чтобы посмотреть обучающий вебинар или курс, — уже роскошь, говорит эксперт. Кроме того, по его словам, люди сегодня склонны воспринимать информацию в небольших объемах, как в социальных сетях, и это необходимо учитывать при создании образовательного контента.
Так, например, с начала XXI века концентрация внимания человека в среднем сократилась с 12 секунд в 2000 году до восьми секунд в 2015-м, приводили СМИ данные Microsoft.
Как считает директор практики «Организация и персонал» «Рексофт Консалтинг» Маргарита Патрушева, переход к микрообучению — это еще и результат растущего дефицита когнитивных ресурсов и способности к концентрации внимания. Сегодня практически во всех специальностях приходится учиться все чаще и больше, чтобы успевать за изменениями в своей профессии, а также осваивать множество смежных дисциплин, говорит Патрушева.
Одним из самых серьезных вызовов для сегодняшних разработчиков учебного контента стал вопрос вовлеченности персонала в учебный процесс, комментирует руководитель направления IТ-спецпроектов корпоративной платформы для онлайн-обучения сотрудников «Эквио» Ростислав Полешко-Островский.
Стандартных средств мотивации и геймификации, например бонусов за своевременное завершение материала, системы соревнования, встроенного контроля знаний, по словам эксперта, уже недостаточно. Обучаемый стал требовательным: как говорит Ростислав Полешко-Островский, ему недостаточно интересного и полезного материала, он хочет простоты восприятия, игрового формата и легкости запоминания.
Микрообучение, короткие видео и подкасты, по его словам, помогают удовлетворить эти требования, позволяя учиться в любом месте и в любое время, даже без интернета.
Популярность микролернинга объясняется устройством нашего мозга, считает нейробиолог и основатель онлайн-школы личной эффективности «Хронология» Татьяна Смирнова. С точки зрения нейробиологии, внимание человека работает в ритмах: периоды фокусировки, обычно 10–25 минут, сменяются снижением концентрации. «Мы не обучаемся непрерывно, обучение происходит в фазах интеграции и закрепления. Короткие обучающие блоки позволяют встроиться в эти циклы. Когда информация подается в сжатом и структурированном виде, она быстрее проходит фильтр кратковременной памяти и имеет больше шансов перейти в долговременное хранилище», — поясняет Татьяна Смирнова.
Узнал — применил
Бизнес использует эти особенности человеческого мозга в своих интересах. Сейчас компании работают в условиях быстрых перемен — трансформации рынков, появления новых технологий, а также росте конкуренции. Поэтому нужно быстро обучать сотрудников и быстро применять новые знания на практике, отмечает директор некоммерческой организации «Центр профессиональной подготовки кадров» Александра Кулемина. Микрообучение, по ее словам, идеально вписывается в такую динамику.
По мнению основателя онлайн-школы иностранных языков «Темп» Дмитрия Милохина, формат микрообучения особенно подходит для применения в сферах продаж, в технической поддержке, SMM, маркетинге, то есть там, где нужен гибкий формат обучения. Основатель и директор школы русского языка и сторителлинга «Нарриторика» Анна Волкова добавляет, что благодаря микролернингу можно быстро внедрять новые навыки, например, в клиентском сервисе, при обучении «гибким навыкам» и в коммуникациях, стандартизировать знания в распределенных командах и работать с сопротивлением за счет легкости входа и геймификации.
Микролернинг также помогает сформировать культуру непрерывного обучения в компаниях, отмечает международный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор лидера» Ирина Просвирякова: «Постоянный поток небольших порций знаний формирует привычку учиться каждый день, а не раз в полгода на курсе. По сути, микрообучение — это способ встроить развитие в ежедневную деятельность, сделать его доступным, персонализированным и релевантным».
Стоп-факторы
При этом микрообучение нельзя воспринимать как панацею, так как этот формат неприменим к целому ряду задач, отмечают эксперты. К примеру, если речь идет о знаниях, связанных с моторными навыками, то есть умениями делать что-либо руками, то, как отмечает Роман Мандрик, микрообучение не подойдет — оно может передать только теоретическую информацию. Для практического применения знаний необходим наставник.
Микроформат не применим и для развития системного стратегического мышления, лидерских компетенций или эмоционального интеллекта, считает основатель и руководитель онлайн-школы «Маркетактив» Вероника Миллер. «Для построения глубоких системных вещей вроде критического мышления микролернинг не подходит полностью. Также его нельзя применять для переподготовки на другую специальность», — отмечает руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Школы управления «Сколково» Александр Диденко.
Чтобы понять, работает ли микрообучение, Маргарита Патрушева рекомендует использовать типовые метрики, применяемые, к примеру, контент-мейкерами в социальных сетях: число «посетителей» курса, общее время просмотров материала, число досмотренных материалов до конца, число и тональность реакций и другие. Особенно ценны, по ее словам, показатели вовлечения пользователей — опубликованные отзывы, загруженный контент в ответ на задания, участие в создании и доработке материалов. Вероника Миллер считает, что нужно применять такие метрики, как возврат инвестиций (ROI) — сравнение затрат на обучение с достигнутыми результатами, например увеличением продаж или снижением ошибок.
Как микрообучение работает на практике
Компании, которые используют микролернинг, говорят о его эффективности. Например, сеть клиник «Доктор Линз» увеличила NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) на 95% после внедрения микрообучения, а косметическая компания Avon на 20% повысила средний размер заказов, рассказал Роман Мандрик.
Разработанная «Центром профессиональной подготовки кадров» в прошлом году система микрообучения для тендерного департамента крупной нефтедобывающей компании помогла сократить средний срок корпоративной адаптации с 21 до 12 дней и снизить уровень ошибок на первом месяце на 43%, приводит пример Александра Кулемина. Обучение, по ее словам, проходило в мобильном приложении: «Сотрудники отметили, что это «не скучно».
В практике поставщика пластиковых карт и полиграфической продукции «Юнисофт» скорость адаптации новых сотрудников после внедрения микролернинга в систему управления обучением (LMS) увеличилась на 40%, говорит основатель компании Алексей Оносов. Время подготовки операторов на одной из производственных компаний благодаря коротким видеоинструкциям и проверочным тестам, по его словам, сократилось с трех недель до десяти дней.
Как современные технологии изменяют микрообучение
Развитие современных технологий, по словам экспертов, изменит подходы к микрообучению. Ростислав Полешко-Островский прогнозирует, что интерактивный формат контента в ближайшее время заменит текстовый. Это будут автоматизированные менторы, создающие иллюзию руководства обучаемым, следует из его слов.
Вырастет доля immersive-обучения — AR/VR-сценарии, особенно в медицине, логистике, инженерии, где важна практическая отработка навыков, прогнозирует Александра Кулемина: «Например, на курсах хирургии врачи уже сейчас проводят учебные имитации оперативных вмешательств с помощью VR. Но это происходит в рамках дорогостоящего профессионального обучения. В будущем мы ожидаем, что такие технологии будут доступны и для микрообучения».
Роман Мандрик предполагает, что микрообучение станет более индивидуальным. С помощью искусственного интеллекта будут создаваться персональные учебные программы, которые будут меняться в зависимости от потребностей каждого сотрудника. Кроме того, по словам эксперта, ИИ сможет самостоятельно разрабатывать микрокурсы без участия человека.
Анна Волкова среди ключевых тенденций микрообучения называет его интеграцию в соцсети, использование ИИ в роли менторов и адаптивных тьюторов, внедрение интерактивных чат-ботов с возможностью диалога и проверки понимания материала, гиперперсонализированное обучение, когда урок не для всех, а только для одного сотрудника именно под его задачи.
Изменятся и механики геймификации: вместо баллов и значков, которые повсеместно применяются сейчас, будут разрабатываться увлекательные сюжеты, миссии и диалоги, как в компьютерной игре, в которых каждый сотрудник — участник истории, считает Дмитрий Милохин: «Будет больше эмоций, неожиданностей и мотивации для вовлечения».