Масштабы мелкого воровства таковы, что в русском языке появился новый термин — шоплифтинг, это кража товара из магазина
Пожилая жительница Златоуста на днях идеологически обосновала совершенную ею кражу. Когда женщину поймали на краже сыра и ветчины из магазина, она заявила, что пенсия у неё маленькая, крадёт она потому, что «барыги-олигархи и так не обеднеют».
Масштабы воровства в нашей стране нарастают одновременно с обнаружением тенденции, что большинству населения приходится вынужденно экономить.
Сейчас речь уже не о коррупционных преступлениях, которыми занимается прокуратура, ФСБ и Следственный комитет. Хотя и там быстрый рост налицо.
Мы говорим о том, что обычные граждане России все чаще оказываются замечены в воровстве. Причем, люди разных возрастов. Портрет классического магазинного вора полиция уже не берется определить: в руки стражей порядка попадают и бабушки, которым не хватает пенсии на жизнь, и профессиональные воры, и клептоманы, ворующие ради острых ощущений.
Способы хищений совершенствуются по мере развития торговых технологий. Например, зафиксирована тенденция резкого роста краж в магазинах с применением касс самообслуживания.
Некоторые россияне подходят к такой кассе и пробивают лишь часть товаров (самых дешевых) или вообще лишь имитируют оплату картой. Большой общественный резонанс вызвал случай в Северном округе Москвы. «Предприимчивая» молодая пара выложила из своей корзины кучу продуктов возле такой кассы, но девушка пробила… только пакет. Ролик с засветившимися воришками облетел столичные паблики, вызвав оживленную дискуссию. Один из участников дискуссии ехидно прокомментировал ЧП: «Невероятная акция магазина: покупая пакет, вы получаете все продукты в подарок!».
Традиционные способы воровства также никуда не делись. Поэтому в торговых сетях запирают на замок теперь сыры и алкоголь.
В русском языке появился даже новый термин: шоплифтинг — кража товара из магазина. Причем, в соцсетях и мессенджерах даже появились специальные каналы, обучающие воровать. Прежде всего тех, кто только собирается в первый раз вынести из магазина банку газировки. Получается, в нашем обществе растет запрос на воровство?
Одна сибирячка в беседе с журналистами призналась, что когда увидела в букинистическом магазине недостающий второй том «Властелина колец», поняла, что домой без него не уйдет. Это была ее первая кража (совершенная, по словам воровки, из-за слишком высокой цены книги), но не последняя. Девушка стала специализироваться на воровстве книг. И даже разработала целую систему для этого.
Но одно дело — покупатели. Оказывается, что и сами продавцы регулярно воруют тоже — в тех самых магазинах, где работают.
Это уже и вовсе не поддается логике. Принято считать, что работодатели потом высчитывают недостачу из зарплат продавцов. Впрочем, часть украденного по разным причинам в магазинах просто списывают. Нормой в торговых сетях считается показатель потерь от краж в 1% от выручки. Однако уже бывает, что показатель доходит до 2−3%. Что же будет дальше?
Воруют в России сейчас разные продукты и вещи. На днях в Новосибирске с разницей всего в три часа задержали двух 80-летних старичков. Один пытался украсть бутылку коньяка, второй — водки.
Периодически в магазинах ловят пенсионеров на краже еды: колбасы, овощей, фруктов.
В некоторых случаях таким пожилым воришкам достается от охраны. Например, в Кузбассе охранница избила сковородой (!) пытавшегося украсть продукты пенсионера, который не хотел возвращать украденное.
Доходит до абсурда. На такой краже продуктов попалась в том числе 63-летняя вдова известного российского коллекционера произведений искусства и антиквара.
Воруют не только пенсионеры. В Томске молодая местная жительница умудрилась вынести из магазина 30 кг (!) мяса. И еще потом вернулась за сыром!
Конечно, если вспомнить, сколько тащат из бюджета российские чиновники, набивая свои карманы благодаря «откатам» и «распилам» (а счет здесь давно идет на миллиарды), кражи в магазинах — сущие копейки. С другой стороны, за недостачу потом придется отвечать бедняге-продавцу или охраннику, которые в роскоши не купаются.
Воровство в любом его виде было и остается преступлением. В иных странах по сей день за такое деяние отрубают руки. С нашей точки зрения, это, может быть, и слишком жестокая трактовка Уголовного кодекса в той его части, где говорится о преступлении и наказании. Но факт остается фактом: на Востоке бытовых краж в разы меньше, чем, например, в Европе или Америке.
Помимо чисто правового аспекта проблемы, есть еще и нравственный, а он во многом имеет религиозный оттенок. В этом смысле «отмазки» типа «олигархи не обеднеют» не проходят. Не только с олигархов, ничем не брезговавших в «период первоначального накопления капитала», да и сейчас тоже, «сверху» спросится.
С точки зрения любой религии воровство — грех.
Челябинский священник Владимир Панарин (он служит в храме святого Александра Невского) давно ведет блоги в соцестях. В том числе «ВКонтакте», где у него более 7 тысяч подписчиков. Панарин прославился как «поп-блогер». В Дзене на его канал подписано больше, почти 27 тысяч человек.
В ходе одной из дискуссий на странице Панарина в соцсети «ВКонтакте» затрагивалась в том числе тема воровства. Вот что сказал по этому поводу священник: «Если человек умирает с голоду — он вынужден стащить кусок хлеба. Он спасал свою жизнь и, возможно, ещё чью-то жизнь. Но грех остаётся грехом, и совесть будет спрашивать у этого человека: всё ли ты сделал, чтобы не украсть?».
Священник Евгений Флягин (он служит в глубинке, в храме святого Александра Невского в селе Харино) задает вопрос на своей странице в той же соцсети «ВКонтакте»: «Будут ли чисты, не способны к воровству дети ваши, если вы не будете учить их честности с самых юных лет? Когда сыновья опустошают чужие огороды, не оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: „Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?“ Господь спросит с них! Спросит грозно, зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили Заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству?».
Протоиерей Артемий Владимиров (с 2025 года — настоятель храма Троицы Живоначальной на Шаболовке) высказался в соцсети обстоятельнее: «Воровство — грех смертный… Все чужое, что было взято без спроса и дозволения, хотя бы и мелочь, как мы тогда посчитали (например, овощи, яблоки из чужого сада), — ворованное…
Иные дети, к несчастью, позволяли себе таскать с прилавков и прятать по карманам сладости или небольшие игрушки, выходили из магазина, не уплатив за них. Посмотрите-ка на свои руки! У кого из нас пальцы повинны в воровстве? А другие залезали в мамину сумочку, шарили по родительским карманам — какое оскорбление тех, через кого Бог дал нам жизнь!
В некоторых восточных странах современные законы определяют за воровство наказание — отсечение правой руки! Признаемся все вместе: у нас руки и ноги до сих пор целы лишь по милости Долготерпеливого Господа… Нечистый на руку движется крадучись, озираясь по сторонам: как бы кто не заметил. Несчастный! А Бог-то с неба все видит! «На воре и шапка горит», — утверждает русская пословица. Не узнал ли кто в этом портрете самого себя, хотя бы то было и давным-давно?".