Почему решить проблему аквафобии может только тренер с дипломом психолога
Страх воды — серьезная социальная проблема, которая затрагивает миллионы людей по всему миру. Одни не решаются записаться в бассейн, другие избегают отдыха на море, третьи не могут научить плавать своих детей, потому что сами испытывают аквафобию.
Такой человек не просто лишён радости плавания, но чувствует себя в опасности всякий раз, когда оказывается рядом с водой. Специалисты, способные решить эту проблему, всегда были в дефиците — для этого нужно иметь дипломы тренера и психолога, обладать практическим опытом и исследовательским бэкграундом.
Александра Ежова — именно такой профессионал. Выпускница ГЦОЛИФК с образованиями психолога-практика и специалиста по психологической коррекции тревожно-фобических расстройств успешно работает со страхом воды и уже помогла побороть аквафобию более 100 детям и взрослым.
Мы пообщались с Александрой Ежовой, чтобы узнать, как ведущие профессионалы, совмещающие экспертность тренера и психолога, решают серьезную социальную проблему и помогают научиться плавать людям, боящимся воды.
В родной стихии
Чтобы успешно работать с аквафобией, недостаточно быть просто хорошим тренером или психологом. Тренер может научить правильно грести, но не справляться с паникой. Психолог способен проработать тревожные установки, но не научит человека контролировать свое тело и дыхание в такой специфической среде, как вода. Комбинация двух компетенций — тренера и психолога — позволяет Александре Ежовой превращать в пловцов детей и взрослых, испытывающих сильнейший страх воды.
В прошлом профессиональная пловчиха, Александра окончила Государственный центральный институт физической культуры (ГЦОЛИФК) как тренер по плаванию, после чего работала в Спортивной школе олимпийского резерва и коммерческом клубе — обучала детей разным техникам плавания, готовила к заплывам на открытой воде триатлонистов, организовывала и судила соревнования.
Однако интереснее всего, признается Александра, ей всегда было работать с самыми сложными и необучаемыми — детьми и взрослыми с тревожностью и страхами, связанными с водой. Большинство преподавателей стремятся поскорее избавиться от таких учеников, но для тренера Ежовой работа с ними — и профессиональный вызов, и предмет исследовательского интереса, и человеческая миссия.
Чтобы глубже понять природу этого состояния и научиться с ним работать, Александра получила дополнительное образование по психологии. В 2023 году она стала обладательницей диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации психолог-практик, а два года спустя добавила к нему еще один — на ведение профессиональной деятельности в сфере комплексной и психологической коррекции тревожно-фобических расстройств.
По наблюдениям Александры, чуть ли не каждый третий ребенок и взрослый в той или иной степени испытывает в воде дискомфорт. У многих первый негативный опыт знакомства с водой приводит к страху, а у самых неудачливых к аквафобии — острой боязни утонуть, которая делает обучение плаванию крайне сложным процессом. Такое состояние невозможно преодолеть без работы с тренером, который одновременно является квалифицированным психологом.
«Чтобы победить боязнь воды, такой человек должен преодолеть и физиологический, и психологический барьеры, — объясняет тренер всю сложность ситуации. — Фобия вызывает мышечное напряжение, ускоренное сердцебиение, поверхностное дыхание, которые не позволяют расслабиться. Физиологический стресс усиливается психологическим дискомфортом от сознания своей неудачи, и возникает замкнутый круг».
У многих учеников Александры за плечами десятилетия избегания бассейнов и морей, они никогда не предпринимали попыток научиться плавать, потому что сам контакт с водой казался им мучительным. Когда работаешь с такими людьми, нужен подход, учитывающий эмоциональное состояние ученика. Работа Александры направлена на то, чтобы преодолеть внутренние механизмы защиты, мешающие человеку довериться водной стихии.
Занятия всегда индивидуальны, построены на доверии и внимании к реакции ученика. Прежде всего Александра обучает правильному дыханию и осознанию того, что тело может держаться на поверхности без напряжения. Момент, когда человек понимает, что вода может быть поддержкой, а не угрозой, можно считать переломным. После этого Александра учит своих подопечных плавать с минимальными нагрузками, закрепляет их психологическую уверенность в себе и лишь затем переходит к полноценным урокам по обучению различным стилям плавания.
На рынке традиционно не хватает специалистов, которые умеют совмещать спортивную подготовку с глубокой психологической работой. Большинство тренеров ограничиваются технической стороной процесса, а психологи, в свою очередь, не владеют методиками обучения плаванию. Александра совмещает в себе оба умения, что делает её практику уникальной.
Доверие к воде через веру в себя
Такая сложная проблема, как аквафобия, требует не только педагогических навыков, но и глубоко нестандартных подходов. Традиционные системы обучения плаванию не учитывают специфики страха и зачастую оказываются бесполезными для тех, кто испытывает в воде панику. Этот вызов подтолкнул Александру Ежову к созданию собственной методики, которая объединяет спортивную подготовку с психологическими практиками.
«Литературы о том, как работать с людьми, испытывающими в воде страх, очень мало, — признается тренер. — Поэтому многие тренеры идут по пути наименьшего сопротивления: если ученик в бассейне впадает в ступор, его просто выводят из воды. В результате человек остаётся один на один со своей фобией».
Проблему преодоления аквафобии Александра Ежова решает с использованием авторской методики на основе формирования самоэффективности личности. Теория самоэффективности, созданная известным психологом Альбертом Бандурой, построена на утверждении, что для достижения успеха человеку необходима вера в свою способность справляться с конкретными задачами. Александра уверена, что для работы с аквафобией такой подход как нельзя более эффективен, ведь чтобы преодолеть страх воды, нужно прежде всего перешагнуть через уверенность в своей неспособности плавать.
Занятия по своей методике Александра Ежова начинает с работы с мыслями и эмоциями подопечного — учит его замечать, что именно вызывает тревогу, и осознавать собственные ощущения. Затем помогает ему сформулировать конкретную цель, которая должна быть достижимой и реалистичной. Следующий шаг — помощь в практическом освоении правильного дыхания, движений и расслабления в воде.
День за днем Александра помогает своим ученикам осознать, что ситуация контролируема — это формирует в мозгу новые ассоциации и меняет восприятие воды: из опасной стихии она превращается в комфортную и дружественную.
Это своего рода процесс психологической реабилитации, в ходе которой благодаря новой безопасной обстановке человек обучается верить в возможность позитивного опыта. Важность психолога, который все это время находится рядом, трудно переоценить: Александра помогает своим подопечным надежно закрепить эти новые ощущения.
На более поздних этапах в методике Александры важную роль играют мини-группы. Совместные занятия помогают участникам видеть прогресс друг друга, делиться эмоциями и поддерживать мотивацию. Коммуникация с людьми, которые испытывают те же сложности, — мощный ресурс: ученик понимает, что он не один и что страх можно преодолеть, поясняет тренер.
Отдельная часть работы, которая очень дорога Александре, — обучение детей, которые боятся воды. Здесь Александра часто использует игровые техники, например, при обучении дыханию предлагает представить себя морским животным или сказочным персонажем. Игра снимает напряжение и помогает ребёнку быстрее привыкнуть к новой среде.
На сегодняшний день Александра помогла более чем 100 своим ученикам разных возрастов обрести уверенность в себе и подружиться с водой. Многие из них тонули более 5−10 раз, а сейчас одинаково уверенно чувствуют себя и в бассейне, и в море. Используя свой тренерский опыт, практику психолога и уникальную авторскую методику, Александра Ежова помогает детям и взрослым не просто учиться плавать, но преодолевать свои страхи и более уверенно чувствовать себя в современном мире, который так часто кажется источником угрозы.