Фото: Пресс-служба Национального центра «Россия»
В Национальном центре «Россия» в рамках «Открытого диалога» и симпозиума «Создавая будущее» прошла сессия «Как поколения будущего изменят рынок труда?». Ее участники обсудили контуры нового этапа развития рынка труда, где ключевым трендом становится человекоцентричность.
Технологические прорывы — от искусственного интеллекта до биотехнологий — кардинально меняют не только конкретные профессии, но и саму концепцию труда, карьеры и непрерывного обучения. Эксперты во главе с модератором дискуссии, руководителем Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» Валерией Касамара, попытались понять, как изменится отношение к труду у следующих поколений, какие компетенции станут ключевыми в условиях гибких профессиональных ролей и как технологии повлияют на стирание границ между отраслями и регионами.
Директор департамента просветительской деятельности ЭИСИ, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Антонина Селезнева заявила о том, что сегодня российское общество возвращается к некогда утерянному понятию созидательного труда. «С одной стороны, труд — это синоним работы, а с другой — деятельность, которая требует и умственного, и физического напряжения. Поэтому мы говорим о созидательном труде, акцентируя внимание на значимость, социальную пользу, вклад в общее дело и развитие группы, коллектива, страны, отрасли», — подчеркнула она. И обратила внимание на три важных момента: «Первое — в будущем ценность труда станет маркером персональной позиции в работе и профессии. Второе — труд будет элитарным в противовес массовой работе просто ради работы. И третье — труд станет маркером создания нового и социально полезного».
Сооснователь Российского квантового центра, советник гендиректора ГК «Росатом» Руслан Юнусов уверен, что при планировании будущего полностью полагаться на цифровую реальность, технологии и искусственный интеллект нельзя: новые продукты могут создаваться только за счет мышления, развивающегося при контакте с реальным миром: «Чтобы создавать новые смыслы, нам надо продолжать изучать материальный мир». В этом, по мнению эксперта, помогут такие навыки, как активность и критическое мышление.
Директор Открытого университета «Сколково», лидер проекта «Академия наставников» Екатерина Морозова напомнила, что современный рынок труда — это рынок работника, у которого есть огромное количество возможностей в выборе своей профессиональной траектории.
Начальник филиала «Газпром корпоративный институт» в Москве Анна Воронина озвучила видение работника будущего от лица компании: «Во-первых, у него должен быть широкий потенциал: важно не только то, что он умеет делать сейчас, а то, к чему он способен потенциально, в каких сферах будет развиться за счет своих метакомпетенций. В этом ключе те знания, которые студенты порой недооценивают, могут оказаться чрезвычайно важны. И конечно, на долгие годы останутся востребованными лидерские компетенции, умение фокусироваться на задаче и отключаться от избыточного информационного контекста».
Заместитель генерального директора, директор направления «Образование» Фонда Мельниченко Александра Диденко рассказала о развитии малых городов и о том, что в компании начали использовать понятие «градообразующий человек». Это работник предприятия, который вносит свой вклад в развитие и самого производства, и города в целом. «Наша задача — сделать так, чтобы этому человеку захотелось там остаться и развиваться, чтобы он каждый день понимал, как он может сделать свой город лучше и при этом реализовать себя», — подчеркнула участница сессии.
Напомним, что II Международный симпозиум «Создавая будущее» стартовал в Национальном центре «Россия» 7 октября. В ходе его открытия зампред оргкомитета НЦ «Россия», заместитель руководителя Администрации президента России Максим Орешкин объявил о том, что симпозиум станет частью глобальной экосистемы «Открытый диалог».