Ценные экспонаты и коллекции имеют свойство пропадать. Иногда — бесследно

На фото: здание Государственного исторического музея Южного Урала

В конце лета в Ставропольском крае полицейские из Черкесска задержали домушника, подозреваемого в краже редких аксессуаров и картин. Местный житель рассказал, что у него украли настольные часы, шахматы ручной работы, шесть редких картин и другой антиквариат — в сумме более чем на миллион рублей. Когда вора поймали, выяснилось, что он понятия не имел об истинной цене украденного. Домушник сдал все оптом в ломбард за 20 тысяч рублей.

Еще интереснее кражи не частных коллекций, а музейных ценностей. Музейные воры знают, сколько может стоить украденное и идут на дело, держа в голове цены «черного рынка».

В 1999 году двое воров разбили окно на первом этаже Русского музея и унесли картину Василия Перова «Гитарист-бобыль» плюс его эскиз к картине «Тройка». Преступников поймали, картины нашли в камере хранения на Варшавском вокзале Петербурга.

В том же году сразу 16 картин украли из музея Российской академии художеств. Это были картины Репина, Крамского, Хруцкого, Малявина, Тропинина — всего на сумму более миллиона долларов. Похищенное удалось быстро вернуть.

В 2001 году из собрания Эрмитажа украли картину Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме». Зал был временно закрыт для посещения. Преступники просто перешагнули заграждение, вырезали картину ножом из рамы и унесли. Похитителей не нашли. Но произведение искусства обнаружилось неожиданным образом — в 2006 году картину подбросили в приемную офиса Коммунистической партии. После реставрации картина вернулась в музей.

Кстати, 2006 год стал печальным для Эрмитажа — вскрылось хищение больше 200 музейных реликвий на 150 млн рублей. Подозревали музейных работников. Злоумышленники подменяли предметы на менее ценные, затем продавали оригиналы. 34 украденных предмета удалось вернуть.

Ограблениям подвергались не только самые известные столичные музеи, но и провинциальные. В 2013 году воры, явно насмотревшиеся западных боевиков, выпилив отверстие в потолке чердачного помещения, проникли в Кинешемский худо­жественно-исторический музей (Ивановская область) и украли картину «Базар» художника Бычкова. В том же году из музея в городе Вязники Владимирской области украли картины знаменитых художников: «Лес. Ели» Шишкина, «Рыболов» Коровина, и «Первый снег» Жуковского. Три преступника заранее спрятались в помещении музея и дождались закрытия. Потом вышли в масках, связали сторожа-женщину и исчезли с добычей.

В 2014 году кражу из музея в Плёсе (этот древний город в Ивановской области связан с именем Левитана) выполнили всего за 4 минуты. Преступники закрасили из аэрозольного баллончика две камеры наблюдения. Затем кувалдами разбили бронированное стекло музея, проникли внутрь и вынесли картины Исаака Левитана: «Овраг за забором», «Тихая речка», «Полустанок», «Речная заводь (Прудик)» и «Розы».

Когда банду поймали выяснилось, что три разных по стилю ограбления 2013−2014 годов совершили одни и те же «ценители живописи».

В 2019 году в Третьяковской галерее 2019 года наглый преступник прямо в заполненной посетителями галерее вынул картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из рамы и ушел. Окружающие приняли его за сотрудника музея. Вора задержали позднее. Картину нашли на стройке в подмосковном Одинцове.

В России бытует народная мудрость: сколь веревочки не виться все равно придет конец. Но на деле «концы» находятся не всегда, это знает любой опер, следователь или прокурор.

Челябинец Владимир Филичкин, ранее работавший в угрозыске, в ОМОНе (старший группы захвата), в прокуратуре (старший помощник прокурора Челябинской области) рассказал очень интересную историю, которая растянулась на несколько десятков лет. Связана она была с Челябинским краеведческим музеем.

На фото: Владимир ФиличкинНа фото: Владимир Филичкин (Фото: предоставлено автором)

Вроде бы не Эрмитаж, не парижский Лувр, не галерея Уффици во Флоренции, где исторических ценностей на миллиарды, а обычный региональный музей, каких в стране сотни. Но при «умелом подходе» и у провинциальных «хранителей древностей» бывает, чем поживиться.

Особый колорит музейным пропажам в Челябинске придавал тот факт, что происходили они не год или два, а в течение десятков (!) лет. Насколько можно судить, никого не нашли.

— В 1959 году, еще во времена Хрущева, при проверке фонда челябинского музея краеведы недосчитались 44 предметов старины. На первый взгляд, мелочь. Но потом кто-то вошел во вкус, тем более что скандал поднимать не стали — рассказывает бывший сотрудник прокуратуры. — В 1962 году, спустя три года, ревизоры недосчитались уже 265 особо ценных экспонатов.

«СП»: Что было дальше?

— Проверка 1965 года, уже при Брежневе, показала, что уничтожена коллекция ценного исторического оружия из 31 предмета. Потом полтора десятка лет было затишье. То ли усилили контроль, то ли «несуны» затаились. Может, шла «смена поколений». Но в 1981 году при передаче фондов Челябинского краеведческого музея главный хранитель подписал акт о недостаче 1631 предмета музейной старины.

«СП»: Цифры серьезные, это уже «не мелочь по карманам тырить».

— Согласен. Но служебное расследование по факту масштабной недостачи почему-то не проводилось, прокуратура вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела — из-за неполного рассмотрения материалов, имеющихся в производстве. В итоге недостачу просто списал Минкульт СССР.

«СП»: Надо полагать, это вдохновило «специалистов по музейным ценностям».

— Еще как! В 1983 году в Челябинском краеведческом музее при проверке уже не хватало 2976 экспонатов. Недостача серебра по всему разделу составила 223 предмета. Кстати, их общий вес превысил 2,5 тонны!

В октябре 1985 года у очередного главного хранителя Челябинского краеведческого музея выявили недостачу еще 159 музейных предметов. В том числе уникальной коллекции древних монет — драхмы и тетрадрахмы…

Времена, кто помнит, тогда были неспокойные, смутные, по Союзу катилась горбачевская «перестройка», люди с увлечением смотрели, как в стране меняется власть. Было не до музейных экспонатов. Этим и воспользовались преступники. В конце 80-х годах они, вполне в духе того времени, просто проломили стену в музее. Из хранилища украли будто специально собранные в одном месте практически все экспонаты, представлявшие историческую и рыночную ценность.

В акте 1992 года, уже при Ельцине, ревизоры управления культуры Челябинска отметили: «Большинство коллекций принимались по счету, без сверки с коллекционными описями и книгами вторичного учета». Еще проверяющие отметили, что при передаче фондов эксперты не привлекались. То есть факт бардака как бы присутствовал, был даже зафиксирован, но на этом все, судя по всему, и закончилось.

Владимир Филичкин рассказал корреспонденту «СП», что узнал о странных пропажах из музея лишь в конце 90-х годов, после увольнения из прокуратуры. Все его обращения в правоохранительные органы по данному поводу были, увы, безрезультатны. Уголовных дел не возбуждалось. Что тоже было в духе времени. Воровали тогда, вмиг становясь миллиардерами, без всяких последствий всё подряд.

Наша справка

Челябинский краеведческий давно называется государственным Историческим музеем Южного Урала. Это прекрасное современное здание в самом центре города на берегу реки Миасс.

Самый знаменитый экспонат его — челябинский метеорит, точнее, самый крупный осколок метеорита, взорвавшегося над Челябинском в 2013 году. Вес экспоната изначально был около полутонны. Но оказалось, даже кусок метеорита можно украсть. Именно в этом обвинили в 2017 году местного геолога, который вынес кусок в 2,5 килограмма.

По версии следствия, злоумышленник подговорил работников музея, они и помогли отпилить кусок метеорита. Кстати, килограмм такого камня на черном рынке стоит 2 млн рублей.

Суд в итоге приговорил горе-геолога к году условного лишения свободы.

В 2019 году имел место новый инцидент с метеоритом. Купол, установленный над ним в музее, самопроизвольно поднялся. Купол управляется с пульта, который существует в единственном экземпляре. В момент поднятия купола пульт был закрыт в ящике в помещении с камерами видеонаблюдения. «Кто дал команду и как это получилось, у нас вариантов нет. Факт есть, а объяснить мы его пока не можем», — говорил потом директор музея Владимир Богдановский.

Возможно, вмешались потусторонние силы. Им, как известно, Уголовный Кодекс не писан.

Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *