Олег Смирнов: У авиаперевозчиков есть тормоз — лимит использования посадочных полос

Коллапс в столичных аэропортах: с «Ковром» в небе безопасно, но проблема не только в атаках украинских дронов

За статьями об авиаколлапсе, опубликованными в «Свободной Прессе», последовала отставка министра транспорта Романа Старовойта. К настоящему моменту ограничения в работе аэропортов в Центральной России привели к отменам и задержкам уже как минимум 500 рейсов.

Самый проблемный хаб — Шереметьево. Здесь попали в засаду пассажиры порядка двухсот рейсов. Парализовано воздушное сообщение между Петербургом и Москвой. Из 52 рейсов после полудня три десятка отменены, девять задержаны.

Почти 50 отменены или задержаны во Внуково. Обещали перевезти пассажиров из Москвы в Петербург на широкофюзеляжных самолетах, но скопились огромные очереди.

Из Пулково не смогли вылететь по расписанию или отменены около сотни рейсов, порядка 30 — в Сочи. Авиакомпании обещают пассажирам обслуживание по нормам Федеральных авиационных правил и просят следить за табло.

Задержки и отмены рейсов сегодня повлияли на планы как минимум 75 тыс. пассажиров. Аэропорты других регионов, в частности, Храброво в Калининграде, просят пассажиров внимательно следить за изменениями в расписании. То же касается воздушных гаваней Екатеринбурга, Казани, Самары.

Несмотря на шатдаун в авиаперевозках, билеты на поезда из Москвы в Петербург, как ни странно, пока есть. Стоимость самых дешевых на сегодня — от 5000 рублей.

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов напоминает, что мы вынуждены время от времени объявлять план «Ковер» из-за атак украинских дронов:

— Чтобы обезопасить пассажиров, принимается единственно правильное решение: на тот момент, когда появляются эти угрожающие безопасности объекты, полеты прекращать. Столкновение с ними может привести к самым негативным последствиям.

Мы, авиаторы считаем, что главная потерпевшая сторона — пассажиры. К их нуждам все авиакомпании и аэропорты относятся с пониманием. Стараются по мере возможностей минимизировать неудобства, которые принесла ситуация. Но от этого страдают в экономическом плане и сами авиакомпании с аэропортами.

«СП»: Общий ущерб по стране за двое суток, по оценкам экспертов, может достичь 20 млрд рублей.

— Массовые уходы на запасные аэродромы из трех аэропортов воздушной зоны Москвы: Шереметьево, Внуково, Домодедово — это огромные дополнительные расходы на керосин, на моторесурс.

Плюс траты на содержание пассажиров, их питание, проживание. Это большие сложности для аэропортов, потому что они рассчитаны на определенное количество людей и объемов багажа.

Когда всё это увеличивается в разы, пассажиропоток требует дополнительного обслуживающего персонала, оборудования и больших расходов.

«СП»: СВО началась не вчера. Почему именно сейчас такая массовая отмена и перенос полетов?

— ВСУ получилось преподнести нам «сюрприз», в массовом порядке «закрыть» почти все аэропорты Московской зоны, Петербург, ещё ряд городов.

Самолеты разлетелись куда-то на запасные аэродромы. И для того, чтобы выполнять плановые рейсы из Шереметьево, Домодедово, Внуково… просто бортов не было в наличии! Все на запасных аэродромах. Негодяи добились своей цели.

«СП»: Очень много запустили дронов?

— Причём одновременно! Конечно, большая их часть сбивалась при подлете к Москве и Питеру, но некоторые — появлялись в районе аэропортов. Запускали не с Украины, а чуть ли не из соседнего двора.

«СП»: То есть работали диверсанты?

— Повторяю, безопасность пассажира — главное. Прошу всех с пониманием относиться к этому временному явлению. Мы продолжим полеты, постараемся проводить их строго по расписанию.

Между Питером и Москвой очень хорошо налаженные транспортные связи, в том числе авиационные, но массовое нападение на наши аэропорты дронов привело к тому, что даже железная дорога уже не успевала выручать.

«СП»: Вы говорите, что враги целенаправленно именно на аэропорты запускали свои дроны?

— Конечно! Дроны представляют опасность тогда, когда появляются в зоне аэропортов во время взлета лайнеров и захода на посадку. Только тогда объявляется операция «Ковер», предполагающая, во-первых, активизацию средств противовоздушной обороны (ПВО) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Но всё взаимосвязано, средства РЭБ негативно действуют на электронику и самолетов, и аэропортового оборудования, а не только парализуют дроны врага. Поэтому уход на запасный аэродром — единственное правильное решение.

«СП»: Так уж получилось, что мне довелось быть неподалеку от Домодедова в «час Х». И там, на небольшой высоте, барражировал винтовой самолет типа Ан-26. Он облетал аэропорт, чтобы защитить от дронов?

— Вполне возможно, что самолеты со спецоборудованием для РЭБ взлетали и патрулировали пространство. В непосредственной близости к атакующим украинским дронам они, конечно, более эффективны. Скорее всего, ваше предположение верно.

«СП»: Насколько целесообразно было строительство огромного аэропорта Шереметьево? Может быть, лучше иметь несколько аэродромов, но поменьше?

— Аэропорты строятся вообще-то не для того, чтобы избежать атаки дронов, а чтобы удовлетворить запросы населения. В Москве четыре крупных аэропорта, которые вполне справляются с имеющимися объемами перевозок. Они хорошо оборудованы, удобны для пассажиров. Когда нет толпы, нет задержек, всё идет размеренно, спокойно, технологично и удобно.

«СП»: Во многих мировых столицах тоже огромные аэропорты, у нас, видимо, руководствовались тем же принципом?

— Да, мы не исключение. Наша авиация очень тесно вплетена в мировую. Мы летаем вокруг Земного шара, и наши аэропорты — практически ничем не отличаются от аэропортов Америки, Германии или Японии.

«СП: В Москве хватает аэропортов? Может, дополнительные нужно строить?

— В этом сегодня необходимости нет. Но нужны дополнительные посадочные полосы. Если сравним аэропорты с теми задачами, которые ставит президент — к 2030 году увеличить объемы авиаперевозок в полтора раза, то есть не 100 миллионов пассажиров обслужить, а 150, имеется тормоз — это лимит использования посадочных полос.

Хотя главная проблема — отсутствие авиатехники. 1000 самолетов обещали выпустить, но не просчитали. Сейчас сроки смещаются, количество уменьшается. Программа построена на ложном фундаменте и вряд ли будет выполнена.

А насчет ВПП у нас ситуация простая: Шереметьево уже не имеет возможности открывать дополнительные полосы. Там построили третью, и на этом всё. Внуково давно уже аэропорт в городе, где взлетают и садятся над крышами жилых высоток. Возможности развития нет. Думаю, со временем Внуково превратится в аэропорт деловой авиации для малых самолетов.

Единственный аэропорт, который имеет перспективу — Домодедово, окруженный землями, достаточными для строительства ещё, как минимум, пяти взлетно-посадочных полос.

Государству надо бы всячески этот аэропорт холить и лелеять. Сейчас предприняты попытки его, так сказать, огосударствления. Я бы оставил там прежнее руководство, дав ему задание развивать аэропорт, как единственный в Москве, который имеет для этого все возможности.

Материалы по теме:

Кошмары в аэропортах продолжаются: Шереметьево в ступоре, Пулково на нервах

Ужас в Шереметьево, кошмар в Пулково: 5 июля в столичных аэропортах одни матерились, другие пели песни

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *