Фото: пресс-служба
— Как развивается рынок бизнес-образования в условиях постоянных внешних изменений?
— Отрасль развивается поступательно и в соответствии с текущими вызовами. Существует спрос со стороны бизнеса и управленцев, есть сильные образовательные институции и отлаженные механизмы взаимодействия.
Согласно HR-исследованию, которое ежегодно проводит Школа управления «Сколково», примерно треть российских компаний нацелены на то, чтобы продолжать обучать своих менеджеров высшего звена. При этом 39% крупных компаний с численностью сотрудников более тысячи и 25% средних организаций планируют в этой части сотрудничать с российскими бизнес-школами.
Турбулентность становится постоянным спутником экономической жизни. Но это не препятствие, а, напротив, катализатор изменений. Единственный сдерживающий фактор — ограниченность времени на адаптацию. Но, несмотря на относительную молодость ведущих бизнес-школ страны, нам удалось добиться значимых результатов и признания, в том числе на международном уровне.
— Какие тренды вы можете отметить на рынке делового образования в России?
— Бизнес-образование всегда отвечает на потребности бизнеса: как и прежде, управленцам нужны эффективные инструменты для развития компаний и, соответственно, практикоориентированное обучение.
К примеру, управление персоналом — базовый элемент любого бизнес-образования, как 20 лет назад, так и сегодня. При этом сейчас все больше руководителей приходят с запросом на организацию коммуникации между разными поколениями сотрудников. Потому что в современных коллективах работают представители трех, а то и четырех поколений, у которых разные ценности и приоритеты. Сделать так, чтобы сотрудники могли продуктивно общаться и договариваться между собой, сложная, но крайне важная для бизнеса задача.
Второй актуальный запрос — повышение операционной эффективности. Многие компании сталкиваются с ограничениями в привлечении ресурсов, финансирования, доступе к технологиям. Необходимо искать внутренние источники роста.
Третье направление — запрос на развитие лидерских качеств: умение выстраивать управление как командой, так и самим собой. Именно от лидера зависит, насколько гибко компания может приспосабливаться к меняющимся условиям и новым вызовам на рынке.
— Какие навыки стали критически важными для российских предпринимателей за последние два-три года?
— Первый по приоритетности навык — это адаптивность. Ситуация в экономике меняется так быстро, что становится уже не очень важно, насколько ты сильный и успешный в настоящий момент. Важнее то, насколько быстро ты сможешь перестроиться, когда поменяются внешние условия.
Если говорить о классических «мягких навыках», это коммуникация: умение слушать, ясно излагать мысли и эффективно взаимодействовать с другими. Без развитой коммуникации невозможна координация между командами, а значит, и эффективное функционирование организации в целом.
Также приоритетом можно назвать развитие системного мышления из self skills (умение понимать и развивать себя). Это способность влиять на взаимодействие различных аспектов работы, глубоко видеть причинно-следственные связи, предвидеть последствия решений, строить модели. Обладая этим навыком, управленец сможет принимать обоснованные решения с учетом широкого контекста — от экономики до культуры и истории.
— Есть ли различия в потребностях к бизнес-обучению среди менеджеров разных поколений?
— Управленческое образование получают как молодые люди, которые только начинают свою карьеру, так и уже состоявшиеся предприниматели с опытом построения крупного бизнеса. И на каждом жизненном этапе нужен свой набор навыков и знаний.
Большая часть тех, кто приходит к нам на обучение, — это люди в возрасте 30–45 лет, которые достигли определенных карьерных высот и думают о будущем профессиональном развитии, о том, за счет чего и дальше достигать результатов в бизнесе. Им нужны прикладные инструменты и навыки — как увеличить финансовые показатели, добиться кратного роста, внедрить в компанию инновационные инструменты, например искусственный интеллект.
Когда человек переходит рубеж 45–50 лет, уже достиг больших высот в карьере и бизнесе, прошел не через один кризис, на первый план выходит запрос не «как», а «зачем». Руководители ищут внутренние смыслы в том, чем занимаются, задумываются о своей роли в жизни общества, страны, стремятся стать еще более сильными лидерами. Также в этот период появляются вопросы по наследованию, передаче дел и подготовке нового поколения управленцев.
Молодым амбициозным людям от 18 до 23 лет важно получить вход в профессию, профессиональные знания для старта карьеры в качестве управленца. Неважно, выберут ли они при этом путь наемного менеджера или решат запустить свой стартап, — прочный фундамент, который был заложен в процессе обучения, поможет им двигаться по выбранному пути быстрее.
— Как обучение стимулирует предпринимательскую активность, ведет к созданию новых бизнесов и инновационных продуктов?
— Растет количество предпринимателей, которые понимают важность бизнес-образования и готовы учиться. Кроме того, немалое количество слушателей решаются изменить вектор своего развития в сторону предпринимательства после прохождения образовательной программы. Так, 45% слушателей начали новый бизнес после обучения на программе EMBA, еще 27% студентов МВА открыли свой бизнес во время или после обучения.
В российском обществе постепенно меняется стереотипное представление об управленцах как о людях, которые, заняв высокий пост, могут ничего не делать и лишь отдавать указания подчиненным. Мы прилагаем много усилий, чтобы повысить культуру корпоративного управления и показать, что грамотный управленец — это тот, кто создает дополнительную стоимость для компании. А для этого необходимо учиться, постоянно повышать менеджерскую квалификацию.
Управленческое обучение помогает развивать уже имеющиеся проекты и тем самым стимулирует развитие бизнеса. Например, треть выпускников программы для собственников и управленцев малого и среднего бизнеса «Практикум» фиксируют рост показателей бизнеса более чем на 50% в первые пять лет после окончания обучения. Еще свыше 40% говорят об увеличении масштабов своего дела, а половина выпускников открывают новое направление. Эта динамика выше темпов роста практически всех отраслей экономики.
Сейчас в условиях трансформации экономики особенно важно развивать лидеров, открывать новые таланты и помогать им становиться успешными. Мы вкладываем в это большие усилия и финансовые ресурсы. С 2006 года у нас прошли обучение более 70 тыс. слушателей. Студенты, которые закончили обучение, дальше используют эти знания и навыки для развития своих компаний, повышая тем самым общую культуру предпринимательства в России.
— Что необходимо, чтобы управленческое образование стало не просто очередным дипломом, а реальным способом развития компании?
— Самая главная рекомендация: получать управленческое образование не потому, что это модно или нужен диплом для красивого резюме, а потому, что это вам действительно нужно. Человек, у которого сильная внутренняя мотивация, всегда найдет и время, и возможности для учебы, даже в условиях высокой загрузки.
Также я бы рекомендовал не искать быстрых путей и «волшебных таблеток». Нет метода, который поможет мгновенно умножить показатели. Как в спорте — бессмысленно искать одно упражнение, которое сделает ваше тело сильным за пять минут. Никакого другого способа получить результат, кроме как упорно тренироваться каждый день, не существует. Качественное управленческое образование — это всегда трансформационный процесс, который требует времени, погружения и фокуса.