Фото: Высшая школа экономики

— Как меняются программы дополнительного профессионального образования (ДПО) и в каких отраслях оно наиболее востребовано?

— По данным маркетингового исследования, проведенного этой весной Высшей школой экономики (ВШЭ), общий объем рынка ДПО в России оценивается [в сумму] около 50 млрд руб., а с учетом общеразвивающих программ для взрослых он достигает цифры около 100 млрд руб. Основную долю рынка — около двух третей — составляют слушатели в возрасте от 25 до 50 лет с доходом выше среднего, преимущественно жители крупных городов. Эта категория готова увеличивать свои расходы на образование в среднем на 25%. При этом люди стали гораздо более взыскательными к качеству образования. Они готовы платить больше (средний чек по России составляет 73 тыс. руб. в год, в Москве — 112 тыс. руб., в городах с населением менее 500 тыс. человек — от 53 тыс. руб.), но ожидают действительно качественных и персонализированных программ.

В среднем человек обращается к программам ДПО примерно раз в два года. Это принципиально меняет подход к маркетингу — фактически университеты и EdTech теперь работают не с разовыми клиентами, а с постоянными участниками образовательной экосистемы.

Программы ДПО активно переходят в синхронный онлайн-формат, сохраняя качество очного взаимодействия с преподавателем. Одним из популярных становится смешанный формат реализации. Это позволяет сохранять привычную форму персонального общения с экспертами в аудитории (очно или онлайн) и нетворкинг (одна из немаловажных ценностей при выборе программы обучения), а изучение базовой «теории» — перевести в асинхронный онлайн на образовательной платформе в удобное для обучающихся время.

У слушателей востребованы программы по развитию мягких навыков, которые помогают решить распространенную проблему: когда специалист обладает необходимыми профессиональными компетенциями, но не может продвинуться по карьерной лестнице.

В региональном разрезе за последние три года Приволжский федеральный округ показал рост числа обучающихся на 43,5%, Дальний Восток — на 22%, Урал — на 19%, тогда как в Центральном федеральном округе, наиболее насыщенном образовательными предложениями, увеличение количества слушателей составило лишь 6%.

— Как развитие технологий повлияло на требования к образованию?

— В прошлом столетии технологические изменения занимали полтора десятилетия. Сейчас же массовое внедрение технологий, например основанных на больших языковых моделях искусственного интеллекта (ИИ), происходит буквально за полтора-два года.

Скорость изменений в экономике и технологиях настолько высока, что даже выпускники самых престижных университетов не могут оставаться конкурентоспособными на рынке труда, полагаясь только на вузовские знания, полученные 15–20, а тем более 30 лет назад.

При этом фундаментальное образование не потеряло свою ценность. Оно трансформировалось в прочную основу, которая требует постоянного обновления и дополнения.

Например, в технических специальностях без базовой математической подготовки будет крайне сложно освоить современные технологии. Так, еще несколько лет назад для работы с данными необходимо было уметь работать с языком программирования Python. Сегодня специалистам, занимающимся анализом данных в бизнесе, важнее уметь правильно формулировать запросы к ИИ, чем писать код.

В гуманитарных науках основой по-прежнему являются история, право, философия, хорошее знание языка, которые осваиваются в университете, в молодом возрасте. Они формируют тот самый скелет профессионального мышления, который остается с человеком на всю жизнь. Но сохранить конкурентоспособность только за счет этого багажа невозможно — технологии развиваются слишком быстро. Образование приобрело непрерывный характер.

— Как выстраивать личную образовательную стратегию в таких условиях?

— Образовательная стратегия человека должна быть гибкой и иметь несколько горизонтов: прочный фундамент вузовского образования, который остается с вами на всю жизнь, среднесрочные цели на пять лет, соответствующие актуальным карьерным задачам, и краткосрочные навыки, необходимые здесь и сейчас. В соответствии с этим и выстраиваются программы дополнительного образования.

При этом, что касается конкретных навыков, то с уверенностью назвать конкретные hard skills (профессиональные навыки. — «РБК Отрасли»), которые будут востребованы через пять—десять лет, трудно. Технологии меняются слишком быстро, и такие прогнозы часто оказываются ошибочными. От технологических трендов до конкретных навыков и компетенций, которые будут востребованы через пять—десять лет, большая дистанция.

Soft skills (гибкие навыки. — «РБК Отрасли») — коммуникация, эмоциональный интеллект, лидерские качества — безусловно, остаются критически важными. Но главным навыком будущего становится само умение учиться, адаптироваться к изменениям, осваивать новые технологии. Если десять лет назад концепция lifelong learning (непрерывного обучения) казалась инновационной, сегодня это объективная реальность.

Маркетинговое исследование, проведенное ВШЭ в этом году, показало, что 90% слушателей приходят в ДПО не с целью смены профессии. Это инструмент профессионального роста: приобретение новых компетенций в своей области или карьерное продвижение. Только 47% рассматривают дополнительное образование как возможность в принципе изменить сферу деятельности. Еще около 30% учатся без карьерных целей, просто для себя — например, на программах по психологии или искусству. И это меняет саму философию дополнительного образования.

— Как вы учитываете реальные запросы бизнеса?

— Крупные компании приходят с конкретными бизнес-задачами, для решения которых требуется обучение сотрудников. Работа с корпоративными клиентами начинается с глубокого анализа: в чем именно проблема компании, каких компетенций не хватает сотрудникам, какие бизнес-показатели нужно улучшить. И только после этого мы предлагаем конкретные решения. Кроме того, важна обратная связь после завершения корпоративной программы — оценка, насколько она помогла бизнесу решить поставленные задачи. В такой логике Высшая школа бизнеса «Вышки» работает с крупными компаниями — такими, как МТС, «Магнит», «Интер РАО», Segezha Group, «Билайн», «Газпром нефть», «РусГидро» и многими другими.

Один из самых популярных запросов — обучение работе с искусственным интеллектом в различных отраслях: от медицины до логистики и юриспруденции. Все чаще поступают запросы на развитие лидерских компетенций у топ-менеджеров. В таких случаях каждая программа создается индивидуально.

— Насколько серьезную конкуренцию университетам на рынке образования составляют EdTech-компании?

— EdTech — полноценный игрок образовательного рынка. Мы рассматриваем EdTech как потенциальных партнеров, поскольку такое сотрудничество позволит объединить сильные стороны: технологическую гибкость EdTech и академическую глубину традиционного образования.

EdTech-компании часто связаны с технологическими гигантами, которые отлично организуют маркетинг и глубоко понимают клиента и его потребности. Еще одно их преимущество — скорость вывода на рынок разработок: time to market (время выхода продукта на рынок. — «РБК Отрасли») у них может составлять до двух недель, тогда как у университетов, даже в лучшем случае — два-три месяца. Они лучше упаковывают простые продукты вроде базовых курсов по Excel или 1С.

Сложным системам университетов с глубокими академическими традициями пока не удается быть столь же гибкими и быстро реагировать на изменения. При этом у традиционной высшей школы есть репутация и более глубокие программы обучения. Например, наш факультет компьютерных наук предлагает сложные программы, ориентированные не только на пользователей ИИ, но и на создателей нейросетей. Кроме того, мы сочетаем фундаментальность с клиентоориентированностью: наши корпоративные программы для бизнеса уже сейчас строятся с учетом конкретных управленческих задач компаний.

— Какие программы ДПО во ВШЭ сегодня наиболее популярны?

— В нашем портфеле около тысячи программ дополнительного образования. В прошлом году мы выпустили 49 тыс. слушателей — это сравнимо с выпуском бакалавриата и магистратуры ВШЭ вместе взятых.

В топе спроса остается флагманская программа MBA от Высшей школы бизнеса ВШЭ. Также высоким интересом пользуются программы факультета компьютерных наук и нашего инженерного факультета — МИЭМ, особенно по анализу данных и кибербезопасности. Факультет креативных индустрий привлекает слушателей направлениями дизайна, медиа и современного искусства. Кроме того, стабильным спросом пользуются программы факультета социальных наук в области психологии и HR Института образования, предназначенные для педагогов и администраторов образовательных учреждений.

Наша цель — к 2030 году увеличить количество выпускников ДПО до 85 тыс. в год. Это предусмотрено программой развития, утвержденной правительством России.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *