Франция лишилась пятого премьера за два года. Себастьян Лекорню, только накануне представивший кабинет, подал в отставку. Насколько вероятен сценарий досрочных выборов, разбирался РБК Себастьян Лекорню Себастьян Лекорню (Фото: Yoan Valat / EPA / ТАСС)

Почему Лекорню ушел в отставку

Утром 6 октября премьер-министр Франции Себастьян Лекорню подал прошение об отставке — всего через несколько часов после того, как представил свой кабинет, и спустя менее чем месяц после назначения на пост главы правительства. Выступая в Матиньонском дворце, Лекорню отметил, что пытался «разработать «дорожную карту» совместно с другими политическими силами страны, чтобы восстановить работу кабинета, но этому помешало «пробуждение некоторых партийных аппетитов», отчасти, по его словам, связанных с президентскими выборами 2027 года.

Левая и правая оппозиции выразили недовольство предложенным Лекорню составом правительства, поскольку он не отразил обещанный разрыв с прежней политикой — ключевые министры сохранили свои посты. Кроме того, возглавить Министерство вооруженных сил, которое прежде возглавлял Лекорню, было предложено бывшему министру экономики из макронистского лагеря Брюно Ле Мэру. Неформальный лидер ультраправой партии «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен назвала Ле Мэра «человеком, который довел Францию до банкротства». Пьер Жуве, генеральный секретарь Социалистической партии (входит в левый альянс «Новый народный фронт», NFP) предупреждал, что правительство ожидает вотум недоверия, поскольку «ничего не изменилось».

Отставку Лекорню французские СМИ назвали «ударом грома» — впервые премьер складывает полномочия всего за несколько часов до первого заседания кабинета в Елисейском дворце и до своей большой политической речи в Национальной ассамблее. В то же время Лекорню избежал участи своих предшественников, которым в доверии отказывал парламент. Франсуа Байру (занимал пост премьера с 13 декабря 2024-го до 9 сентября 2025-го) и Мишель Барнье (5 сентября — 13 декабря 2024-го) были отправлены в отставку на фоне разногласий по проекту бюджета. Оба они предлагали серьезные меры экономии, поскольку страна переживает затяжной финансовый кризис: дефицит бюджета в прошлом году достиг 5,8% ВВП, что намного выше официального целевого показателя ЕС в 3%, в конце первого квартала 2025 года государственный долг вырос до €3,346 трлн, или 114% ВВП.

Правительство оказалось в полной зависимости от оппозиции после досрочных парламентских выборов, прошедших прошлым летом. Они обернулись для союзников Эмманюэля Макрона поражением — первым пришел левый «Новый народный фронт». И хотя ультраправая RN финишировала только третьей, она существенно расширила свое присутствие в парламенте — до 124 мест. Неформальная коалиция центристов и реформаторов, поддерживающая Макрона, располагает примерно 200 мандатами, левый блок NFP — 192.

Лекорню пытался договориться с оппозицией, чтобы как можно скорее согласовать бюджет (в качестве дедлайна он называл конец декабря). Прежде чем объявить состав правительства, он провел несколько раундов консультаций как с умеренными представителями левого альянса, так и с RN, а 3 октября он предложил парламенту заключить пакт о ненападении. В обмен на поддержку проекта бюджета со стороны оппозиции Лекорню обещал не применять ст. 49.3 Конституции, которая позволяет принимать законы и бюджет в обход парламента. Однако состав нового кабинета настолько не устроил как левых, так и правых, что сделка потеряла актуальность.

Глава RN Джордан Барделла уже призвал к проведению досрочных выборов. «Вернуть стабильность не удастся без возвращения на избирательные участки и без роспуска Национального собрания», — заявил он в эфире BFM-TV сразу после отставки Лекорню. Ранее с этим призывом выступила радикально левая партия «Непокоренная Франция» (LFI, которая также входит в альянс левых сил. Причем лидер LF Жан-Люк Меланшон после объявления об отставке Лекорню также призвал к «немедленному» рассмотрению предложения об импичменте президенту Макрону. Вместе с тем Меланшон предложил другим партиям из левого альянса как можно скорее обсудить «все возможности, которые открывает эта ситуация». Однако в итоге входящие в NFP социалисты, «зеленые» и коммунисты решили провести консультации отдельно.

Представители Социалистической партии, в свою очередь, предложили найти замену Лекорню среди представителей левого лагеря. «Мы не призываем к роспуску парламента или отставке главы государства. Мы призываем к поиску решений. Назначению премьер-министра из числа левых, открытого к компромиссу», — заявил Жуве после заседания политбюро партии.

Макрон 6 октября хранил молчание. По информации источников BFM-TV, он не планирует выступать и обращаться к нации «на данном этапе». Вместе с тем в середине дня Макрон вновь принял в Елисейском дворце Лекорню — их встреча продлилась около часа. Елисейский дворец после нее сообщил, что Макрон поручил Лекорню провести до конца среды заключительные переговоры «для определения дальнейшего плана действий и обеспечения стабильности». По информации Le Monde, после переговоров с президентом Лекорню провел также консультации с председателем сената Жераром Ларше. Вечером Лекорню информировал: «По просьбе президента Республики я согласился провести заключительные переговоры с политическими силами ради стабильности страны. В среду вечером я сообщу главе государства, возможно это или нет, чтобы он смог сделать из этого все необходимые выводы». При этом Ле Мэр заявил, что решил выйти из правительства и вернуть полномочия министра вооруженных сил Лекорню.

Как ситуация может развиваться дальше

Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев отмечает, что отставка Лекорню была достаточно предсказуема. «Когда правящие силы находятся в меньшинстве, то сформировать правительство, которое будет располагать поддержкой парламентского большинства, крайне сложно. Так что кабинет Лекорню не сегодня, так завтра получил бы вотум недоверия в парламенте. Проблема остается прежней», — заявил РБК эксперт.

По его словам, пока рано судить, как будет развиваться ситуация дальше. По крайней мере вряд ли до конца этого года Франция получит новый бюджет, и потому будет принят технический, повторяющий прошлогодний. «Деньги никуда не денутся, министры продолжат исполнять свои обязанности. Однако с точки зрения оценки политической ситуации, конечно, это очень явный маркер кризиса», — продолжает Тимофеев. Сценариев дальнейшего развития событий несколько. Наименее вероятный — это отставка Макрона, полагает эксперт, поскольку это не первый кризис, который тот переживает во власти. «Досрочные парламентские выборы — куда более вероятный вариант, чтобы попробовать изменить общую композицию в Национальной ассамблее. Однако есть вероятность, что ситуация для макронистов по результатам этого голосования только ухудшится, поскольку опросы показывают лидерство ультраправых», — добавляет Тимофеев.

Скорее всего, по его мнению, Макрон будет пытаться назначить нового премьера, который также начнет с консультаций с оппозицией по поводу состава нового правительства. «При этом президент будет поставлен в сложную ситуацию. С одной стороны, будет правильно выбрать кандидатуру, близкую к левым, которые одержали победу на прошлогодних выборах. С другой стороны, их подход к экономике прямо противоречит его убеждениям. У Макрона неолиберальный подход, который заключается в том, что нужно сокращать расходы бюджета и снижать налоги для бизнеса. Левые же смотрят на ситуацию с позиции защиты социальных выплат — пособий и пенсий», — поясняет эксперт.

Доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Алексей Чихачев отмечает, что политический кризис во Франции усугубился, поскольку стало очевидно, что тактика Макрона тянуть время не дает плодов. «Каждое новое правительство ходит по лезвию ножа, сталкивается с перспективой вотума недоверия. Попытки промакроновских сил балансировать между умеренно правой и умеренно левой оппозицией своих результатов не приносят. В этих условиях вероятность досрочных выборов увеличивается», — говорит эксперт.

По его словам, Макрон до последнего оттягивает эту перспективу, поскольку осознает, что лояльные ему центристские силы, скорее всего, соберут очень небольшое количество голосов. «Однако если президент вновь попытается назначить на пост главы правительства представителя лояльных ему политических сил, риск очередного вотума недоверия останется крайне высоким. Так что реально разблокировать эту ситуацию может только роспуск Национального собрания», — резюмирует Чихачев.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *