Участники митинга в столице Приморья пытались достучаться до московских чиновников

«Хватит грабить свой народ!», "Я патриот, но не идиот": Владивосток послал гневный сигнал Минпромторгу по поводу утильсбора

Во Владивостоке в минувшую субботу прошел согласованный митинг против повышения ставок утилизационного сбора на автомобили, на чем настаивает Минпромторг.

Акция протеста состоялась у Дома молодёжи на проспекте 100-летия Владивостока, 103. Она собрала около 500 человек. Это первое санкционированное властями мероприятие подобного рода в городе за долгое время. Участвовали в митинге не только жители Владивостока, но и других городов Приморского края.

Участники акции кричали «Хватит грабить свой народ!» и требовали отменить инициативу о повышении утилизационного сбора. Они говорили, что государство должно поддерживать российский автопром не за счёт ограничений на ввоз иномарок, а через здоровую конкуренцию и честность властей. Об этом свидетельствовали и плакаты в руках собравшихся: «Им Мерседесы, а нам Жигули», «Я патриот, но не идиот», «Доступные машины — справедливый сбор», «Сначала дороги — потом сборы». Идеи и мысли, конечно, правильные.

В итоге было подписано коллективное обращение к премьер-министру Мишустину с требованием отменить повышение ставок.

Можно предположить, что подобные акции протеста вряд ли приобретут в России большой размах. Само за себя говорит количество протестующих во Владивостоке. Есть предположения, что введение новых ставок утильсбора произойдет не с 1 ноября, как недавно сообщалось, а позже. Поскольку против как минимум одно ключевое ведомство.

Надо признать, резкий рост ставок утильсбора ударит особенно сильно по Владивостоку, где по некоторым оценкам, каждый шестой житель связан с этой сферой. Некоторые местные компании утверждают: «Более 80% наших сделок — это машины с мощностью более 160 лошадиных сил». Однако 500 участников акции протеста (данные издания «База») вряд ли способны переубедить власти. Правда, в ходе общественного обсуждения уже десятки тысяч россиян высказались против введения новых ставок.

Реформа, как известно, затеяна по просьбам российских автопроизводителей, прежде всего АвтоВАЗа. Наши автогиганты банально не выдерживают ценовой конкуренции с иномарками. Поэтому идут проверенным путем, требуя у властей ограничительных мер для ввозимых иномарок. Власти идут им навстречу и готовы привязать ставки утильсбора к мощности мотора машин. В результате резко подорожают ввозимые в Россию иномарки мощностью более 160 лошадиных сил.

Кстати, в той же Госдуме есть трезвые голоса, которые напоминают, что проблему дорогих зарубежных автомобилей можно решить лишь развитием российского автомобилестроения. Господдержка российского автопрома не должна «расслаблять» производителей — они должны заслужить доверие российского народа. Так, например, считает магнитогорец, депутат Станислав Наумов. Хотя и он призывает отказаться от постсоветской привычки «ездить исключительно на импортном секонд-хенде».

Большинству российских автовладельцев волноваться не о чем: для моделей мощностью до 160 л.с. ситуация и с ноября не изменится. Именно таких, менее мощных автомобилей, в России подавляющее большинство — 88% от всего парка.

А вот для тех, кто планирует ввозить более мощные автомобили, изменения ожидаются колоссальные. Утильсбор на новый кроссовер Geely Monjaro (238 л.с.) для физлиц с 1 ноября взлетит с нынешних 3,4 тысячи рублей до 952 тысяч (в 280 раз!). Для гибридов и электромобилей льготный порог установлен ниже, на отметке 80 л.с. В результате платеж за гибрид Lixiang L7 (197 л.с.) с ноября составит 1,83 млн рублей (в 537 раз выше текущей ставки!).

Возражения против введения таких новых правил с ноября появились не только у части автовладельцев, но и у таможни. Заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин на заседании Совета Федерации критически оценил систему администрирования утильсбора. Ивин указал на трудности применения новых правил: нет единого нормативного документа для расчета сбора, зато существуют различные методики определения мощности для разных типов транспортных средств, включая гибриды и электромобили. Значит, будут произвольные доначисления и противоречивые решения на таможнях.

«Мы предложили Минпромторгу свести все правила в один документ, чтобы устранить разночтения», — напомнил Ивин. Но пока такого одного документа нет. А дата 1 ноября тем временем все ближе.

Что касается физлиц-покупателей, в сложном положении те, кто заказал автомобили за границей в августе-сентябре и уже оплатил их по старым ставкам утильсбора, рассчитывая получить машины до 1 ноября. Но в силу известных логистических задержек многие автомобили поступят в Россию после роковой даты. Это может привести к требованиям государства доплатить приличные суммы — от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Отказаться от этих машин невозможно: деньги уже уплачены, контракты выполнены.

Ведущий Youtubе-канала по иномаркам, ввозимым в Россию из Японии и других стран Азии, Сергей Г. рассказал корреспонденту «Свободной прессы», что от нового утильсбора люди сильно потеряют в деньгах в ограниченном количестве российских регионов. В целом по стране легковых авто 46,5 млн. штук.

Средний возраст легковых автомобилей в России, по одним данным 15,5 лет (причем, на долю машин возрастом 10 лет и более приходится 70% отечественного автопарка), по другим — 14 лет. В том числе в сегменте иномарок средний возраст составляет 13 лет.

Какие иномарки в России особенно ценятся, не секрет. Toyota — второй по популярности бренд в отечественном автопарке и лидер среди иномарок. Легковых автомобилей Toyota в нашей стране почти 4 млн единиц. Средний возраст «Тойот» в российском автопарке — 16,5 лет. Еще в России зарегистрировано 2,66 млн автомобилей Kia и 2,35 млн автомобилей Hyundai. Средний возраст машин этих брендов — 9,2 и 9,6 лет соответственно.

Средняя мощность мотора легковых авто в России была по данным на 2021 год всего 117 л.с. Более свежих данных в Сети найти не удалось.

По сведениям Российского союза автостраховщиков легковые автомобили с самыми мощными двигателями (более 150 лошадиных сил) — в Москве (треть всех автомобилей в столице), в Камчатском крае (27%) и Ямало-Ненецком автономном округе (26%). Четверть автомобилей, передвигавшихся по дорогам Санкт-Петербурга, Магаданской и Сахалинской областей, также имели мощность более 150 лошадиных сил.

Если смотреть, где больше всего машин с мощностью более 200 лошадиных сил, то в лидерах Ингушетия (10%), Сахалинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (по 10,1%), Москва и Московская область (11,5%), Магаданская область (13,2%).

В целом же по стране на мощных машинах (более 150 лошадиных сил) ездило в 2023 году, например, не более 16% автовладельцев. И вряд ли на сегодня их стало больше. В то же время собеседник «СП» считает, что в случае введения новых ставок утильсбора их могут разными способами обходить. Например, ввозя новые мощные машины в разобранном виде — как бы запчасти. Не исключено, что найдутся и другие способы обхода новых ставок утилизационного сбора.

Это же Россия, у нас живут изобретательные люди.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *