Фото: Shutterstock
Мототехника в этом году, по данным агентства «Автостат», остается единственным сегментом российского автомобильного рынка, сохраняющим положительную динамику: по итогам первого полугодия ее продажи выросли на 15%, до 28,5 тыс. мотоциклов. По подсчетам агентства, продажи растут уже два года подряд.
Так, в 2024 году, по данным аналитиков этого агентства, в стране было реализовано 43 тыс. новых мотоциклов, что на 58% больше, чем в 2023 году. Это десятилетний максимум продаж: предыдущий пришелся на 2014 год, когда россияне купили 30,2 тыс. единиц мототехники. Из-за экономического кризиса в 2015 году продажи обвалились более чем на треть и продолжили падать вплоть до 2017 года, когда было реализовано всего 7,2 тыс. мотоциклов. С тех пор рынок плавно восстанавливался, а в прошлом году продемонстрировал резкий рост спроса.
При этом с мая 2025 года рост спроса, по подсчетам «Автостата», замедлился: за пятый месяц года было продано 7,6 тыс. новых мотоциклов — на 11% больше, чем в мае 2024-го, а в июне — 7,2 тыс. мотоциклов, что лишь на 5% больше, чем годом ранее. Как сообщил «РБК Отраслям» глава петербургской сети «С.Мото» Сергей Фивейский, сейчас скидки предлагают практически все участники рынка. Тем не менее объем продаж, по словам эксперта, пока лучше прошлогоднего уровня, и по его прогнозам, кризиса на рынке не будет.
Китайский триумф
До 2022 года на российском рынке новых мотоциклов лидировал немецкий бренд BMW, на который приходилось 16% продаж, а в десятку крупнейших продавцов входили американский Harley-Davidson, японские Honda, Yamaha и Kawasaki. По итогам же января—июня 2025 года около 74% рынка занимает китайская техника, около 6,5% — индийская, чуть менее 5% — российская, остальное делят примерно поровну американские и японские бренды, подсчитал «Автостат».

Старые друзья: как бывшие партнеры делят рынок мотоциклов Индии
Американские, европейские и японские бренды мотоциклов в 2022 году остановили официальные поставки техники в Россию, освободив рынок для производителей из дружественных стран, напоминает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Китайские и индийские бренды уже тогда входили в десятку лидеров по продажам и очень быстро нарастили активность. В итоге, если продажи новых легковых автомобилей упали в 2022 году на 59%, то мотоциклов — только на 16%, до 15,4 тыс. экземпляров, сообщал «Автостат».
Российское производство — исключительно сборочное. Полноценных заводов по массовому выпуску мотоциклов в стране не осталось — производство закрылось из-за убыточности: продажи в стране слишком низкие для того, чтобы окупилась дорогостоящая разработка современных моделей, рассказал руководитель одного из старейших и крупнейших сообществ владельцев мотоциклов в России «МотоМосква» Андрей Иванов. Даже легендарный свердловский бренд «Урал», по его словам, собирается сейчас из иностранных комплектующих.
Модели от восточных производителей значительно дешевле техники ушедших международных брендов, и именно этим объясняется всплеск продаж этой техники, считает менеджер продукта «Мототехника» портала-классифайда автотехники «Дром» Дарья Притупова.
Доступная цена — главный драйвер роста рынка. Сейчас на нем почти все покупатели — физлица, корпоративных заказчиков, способных приобретать дорогую технику, на моторынке практически нет, рассказали в «Автостате». Сегмент лизинга мотоциклов в России пока находится в зачаточной стадии развития: инфраструктура не сложилась, а интерес клиентов носит точечный характер, объясняет директор департамента по развитию бизнеса компании «Газпромбанк лизинг» Вячеслав Михайлов.
У покупателя новой техники в России по-прежнему остается выбор, потому что в нашу страну, несмотря на санкции, можно максимум за месяц доставить по параллельному импорту мотоцикл любого европейского или американского бренда, поясняет руководитель дилерской сети «Автодом Ducati» Олег Романенко. Но большинство потребителей, по его словам, отдают предпочтение китайской технике: «Она примерно вдвое дешевле: стоимость китайского мотоцикла стартует примерно с 350 тыс. руб., а европейского — с 700 тыс. руб.».
И если новые мотоциклы европейских, американских и японских брендов за последние пять лет подорожали в России в среднем на 40–50%, то средняя цена китайских мотоциклов фактически упала на 10% из-за появления в продаже более дешевых моделей и повышения курса рубля, показывают данные «Автостата».
Соответствие цены качеству
Качественные мотоциклы в России стали гораздо доступнее, говорят эксперты. Китайские производители предлагают варианты, вполне соответствующие требованиям к современной мототехнике, в том числе к эстетическим и динамическим характеристикам, отмечает Андрей Иванов.
Бюджетные мотоциклы с маломощными двигателями до 400 куб. м — самые востребованные у потребителей, на этот сегмент пришлось 70% продаж мототехники по итогам первого полугодия 2025-го, отмечает Сергей Целиков.
Больше всего мотоциклов в стране в целом, по данным «Автостата», продал российский бренд Regulmoto — почти 5,7 тыс. единиц за первое полугодие 2025 года. Под собственной маркой он поставляет в страну мотоциклы, произведенные в Китае и странах ЕАЭС из китайских комплектующих. На втором месте — бренд Racer, собирающий мотоциклы на заводе в Барнауле также преимущественно из китайских деталей (более 2,5 тыс. за январь—июнь 2025 года). На третьем — китайский Motoland (свыше 2,4 тыс.). Все они предлагают большой выбор недорогих мотоциклов, отмечают в «Автостате».
В пятерку лидеров по продажам входят также китайские Voge (более 1,9 тыс. единиц), который производит более мощные мотоциклы с двигателями от 400 куб. м, и Kayo, который производит мотовнедорожники (свыше 1,45 тыс.). Немного отстал от них один из крупнейших производителей мотоциклов в мире — индийский Bajaj (продано около 1,4 тыс. единиц), также предлагающий в России в основном маломощные мотоциклы.
Теперь на батарейках: как рикши стали символом электрификации Индии
Благодаря росту спроса на активный отдых увеличиваются продажи пит-байков, кроссовых мотоциклов и квадроциклов, а также так называемые приключенческие мотоциклы (adventure bikes, или эндуро, — класс мотоциклов, предназначенный для пересеченной местности, но допущенный к использованию на обычных автодорогах), отмечает Целиков.
Японские и немецкие бренды мототехники теперь лидируют только на вторичном рынке, где цены на них более доступны — в среднем около 500 тыс. руб., отмечают в «Автостате». По данным агентства, в январе—мае 2025 года было продано 49,9 тыс. мотоциклов с пробегом, на 7% больше, чем за тот же период 2024-го, и более половины купленных мотоциклов были японского производства. Например, в мае самой популярной маркой на вторичном рынке мототехники была Honda с продажами почти 3,8 тыс. единиц, на втором месте — Yamaha (2,8 тыс.), на третьем — Suzuki (1,6 тыс.), а замыкали пятерку лидеров Kawasaki (1,6 тыс.) и BMW (1,4 тыс. штук).
Российские марки мотоциклов сохранили только историческое лидерство — по общему числу техники, стоящей на учете. На 1 января 2025 года в стране было зарегистрировано 2,157 млн мотоциклов, и больше всего из них — в Краснодарском крае, где эта техника со времен СССР считалась одним из основных средств передвижения, сообщили «РБК Отраслям» в «Автостате». Значительная часть мотоциклов с тех времен и сохранилась. По данным экспертов агентства, возраст более 87% российского мотопарка превышает 15 лет, а более 55% марок на нем — отечественные: «Иж» (более 594 тыс. единиц), ИМЗ («Урал», 275 тыс.) и ЗиД («Восход», 175 тыс.). На иномарки приходится меньше трети от общего объема зарегистрированной мототехники, и среди них лидируют японские (13% от всех иномарок), китайские (7%) и европейские (6%) бренды.
Как будет развиваться рынок мототехники
Опрошенные «РБК Отраслями» эксперты ожидают общего «омоложения» рынка мотоциклов. Рост продаж новых моделей связан с увеличением спроса в мегаполисах, где они помогают избежать пробок, экономить на парковке и топливе, считает Сергей Целиков. Спрос будет расти: мотоциклы становятся все более популярным объектом для покупки у мужчин среднего возраста, независимо от того, рассматривают они их как утилитарное средство передвижения или как необычный аксессуар, говорит Андрей Иванов: «При этом в последнее время езда на мотоциклах стала безопаснее из-за более ответственного отношения их владельцев к правилам и экипировке».
Пока на Россию приходится 0,7% мирового рынка новых мотоциклов, объем которого в 2024 году, по данным аналитической компании MotorCycles Data, составил 61,8 млн штук — на 2,7% больше, чем годом ранее. В этом году, по прогнозу аналитиков компании, продажи мотоциклов в мире вырастут почти на 3%, до 62,1 млн мотоциклов.