«Евротройка» запустила процесс восстановления санкций Совбеза ООН против Ирана. Россия и Китай против, но из-за особенностей процедуры воспользоваться правом вето не могут. Подробнее — в материале РБК Эмманюэль Макрон, Фридрих Мерц и Кир Стармер (слева направо)
28 августа «евротройка» (E3 — Великобритания, Германия, Франция) заявила, что запускает в отношении Ирана механизм snapback (англ. — «бросок назад», «возврат»). Эта возможность была оговорена в иранской ядерной сделке и предполагает возобновление санкций ООН — от заморозки активов до оружейного эмбарго, если участники посчитают, что иранская сторона не выполняет условия соглашения.
В чем «евротройка» обвинила Иран
О запуске процесса snapback E3 сообщила в письме председателю Совета Безопасности ООН. «Евротройка» уверена: Иран «существенно не исполняет свои обязательства» по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). Постепенно отказываться от них Исламская Республика начала в 2019 году, через год после того, как США вышли из сделки и возобновили санкции против Тегерана.
E3, ссылаясь на данные Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), приводит следующие признаки «существенного неисполнения обязательств».
- Иран «значительно превысил» максимально разрешенные ему запасы обогащенного урана — согласно СВПД, у него могло быть не более 300 кг урана, обогащенного до 3,67% (этого достаточно для развития мирного атома). В мае 2025 года МАГАТЭ сообщило, что у страны более 8,4 тыс. кг урана разной степени обогащения, вплоть до 60%.
- Иран возобновил обогащение урана на своем объекте в Фордо, что запрещено СВПД.
- Иран ограничил доступ экспертов МАГАТЭ на свои объекты.
- Тегеран перестал исполнять обязательства в рамках дополнительного протокола к соглашению с МАГАТЭ о гарантиях (этот документ дает агентству более широкий доступ к иранским объектам).
- Тегеран превысил допустимые запасы тяжелой воды — в СВПД установлен потолок в 130 метрических тонн; по данным МАГАТЭ, в феврале 2020 года у Ирана было 132,7 метрической тонны, а в мае 2025-го агентство сообщило, что потеряло возможность отслеживать эти запасы.
- Тегеран превысил зафиксированные в СВПД ограничения, установленные для оборудования для исследований в ядерной области: с 2019 года он устанавливал усовершенствованные центрифуги и проводил испытания с обогащением урана; к маю 2025-го, по данным МАГАТЭ, на объекте в Натанзе использовались усовершенствованные центрифуги для обогащения урана до 2% (28 центрифуг IR-5 и 49 центрифуг IR-6).
- Еще до того как в июне 2025 года Израиль и США нанесли удары по иранским ядерным объектам, МАГАТЭ потеряло возможность контролировать некоторые части иранской программы, в частности производство центрифуг. Ссылаясь на доклад агентства от 31 мая 2025 года, E3 подчеркивает: МАГАТЭ «не может гарантировать мирный характер ядерной программы Ирана».
«Евротройка» отмечает, что с 2018 года, когда США вышли из СВПД, она «неустанно работала» над тем, чтобы сохранить соглашение, и «приложила немало усилий», чтобы вернуть Тегеран к соблюдению сделки. В частности, в 2020 году был запущен содержащийся в СВПД механизм разрешения споров, состоялось несколько встреч совместной комиссии в его рамках; в 2021 и 2022 годах состоялись переговоры с Ираном, на протяжении 2024–2025 годов прошло семь раундов консультаций. Теперь E3 констатирует: «Дипломатические средства себя исчерпали».
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), или иранская ядерная сделка, — документ, согласно которому Иран в обмен на отмену международных санкций ограничивает свою ядерную программу, отказавшись от создания ядерного оружия. СВПД был подписан в Вене летом 2015 года — Ираном с одной стороны и странами Е3 / ЕС+3 (Британия, Германия, Франция / Евросоюз + Китай, Россия, США) с другой. Документ одобрен резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН в июле 2015 года. В 2018 году президент Дональд Трамп заявил о выходе США из СВПД и введении против Ирана дополнительных санкций. Тегеран еще год соблюдал свои обязательства, а в 2019-м заявил об их приостановке.
Как запускают snapback
Срок действия СВПД — десять лет. Он вступил в силу 18 октября 2015 года, а это значит, что его действие закончится 18 октября 2025-го. Предполагается, что если за десять лет действия иранской ядерной сделки Совбез не восстановит предыдущие резолюции, которые вводили против Тегерана санкции, то 18 октября 2025 года все ограничения против Ирана будут отменены. На то, чтобы восстановить против Ирана международные санкции, у участников СВПД осталось полтора месяца.
Механизм snapback описан в начале соглашения (раздел «Применение положений предыдущих резолюций», п. 11). Его смысл в том, что любой участник ядерной сделки может сообщить в Совбез о «существенном неисполнении обязательств» Тегераном и ООН может в течение месяца восстановить международные санкции. Как отмечает Международная кризисная группа (International Crisis Group, ICG), snapback «переворачивает привычную логику резолюций Совета Безопасности с ног на голову»: ни один постоянный член СБ в рамках этого механизма воспользоваться правом вето и заблокировать возвращение санкций не может.
Последовательность действий в рамках snapback такова:
- участник СВПД подает в СБ ООН жалобу на существенное неисполнение обязательств другим участником;
- в течение десяти дней после этого члены Совбеза могут поставить на голосование проект резолюции о невозобновлении санкций; если такого не происходит в течение 30 дней после подачи жалобы, то проект такой резолюции вносит председатель совета;
- если СБ не принимает упомянутую резолюцию, то по истечении 30 дней с подачи жалобы санкции будут автоматически восстановлены.
Какие санкции вводил против Ирана СБ ООН
СБ ООН принял шесть резолюций относительно Ирана и его ядерной программы.
- Резолюция 1696 (2006 год) требовала от страны приостановить всю деятельность по обогащению и переработке урана, поддерживала идею заключить с ней международное соглашение о мирной атомной программе; Тегеран предупредили, что против него могут быть введены санкции, если он не выполнит требование этой резолюции (основание для санкций СБ ООН — ст. 41 Устава организации, которая допускает меры давления, альтернативные военным).
- Резолюция 1737 (2006) вводила первые санкции: заморозку счетов людей и структур, которые связаны с ядерной и ракетной программами Ирана. Среди них иранская Организация по атомной энергии (ОАЭИ), Организация оборонной промышленности (ООП), ряд фирм и промышленных групп, руководители Корпуса стражей исламской революции (КСИР), главы компаний и ученые. Учрежден комитет 1737, который следит за выполнением санкций.
- Резолюция 1747 (2007) расширяла список лиц, у которых замораживаются активы.
- Резолюция 1803 (2008) расширяла санкции, в частности ограничивала въезд людям, приведенным в приложении к этой резолюции.
- Резолюция 1835 (2008) содержала призывы к Ирану исполнить требования предыдущих документов.
- Резолюция 1929 (2010) обвиняла Иран в невыполнении предыдущих требований и накладывала на него новые санкции, в частности вводила эмбарго на поставки тяжелых вооружений (танков, артиллерийских систем крупного калибра, ракет и проч.), разрешала досмотры кораблей, которых подозревают в перевозке оружия или ядерных материалов из Ирана, содержала запрет на банковские отношения с республикой, запрет на въезд иранских граждан. Была учреждена группа экспертов в помощь комитету 1737.
О готовности использовать snapback «евротройка» впервые сообщила на заседании СБ ООН в декабре 2024 года. Snapback она периодически упоминала на протяжении последнего года. Как отмечает The Associated Press, этот механизм E3 хочет задействовать в сентябре, поскольку тогда в СБ председательствует Южная Корея; в октябре пост председателя переходит к России, которая до 18 октября может «использовать тактику процедурных задержек», чтобы затягивать snapback, а после 18 октября любая резолюция о санкциях против Ирана уже может быть ветирована.
Воспользоваться механизмом snapback уже пытались США — проект резолюции на этот счет первая администрация Дональда Трампа внесла в СБ ООН в августе 2020 года. Тогда 13 из 15 членов Совбеза инициативу отвергли. Как пояснила позднее «евротройка», США вышли из СВПД в мае 2018 года, а потому их предложения в рамках ядерной сделки юридической силы не имеют. В 2021 году администрация Джо Байдена эту инициативу отозвала, однако позже госсекретарь во второй администрации Трампа Марко Рубио заявил, что Вашингтон к механизму snapback вернется. Инициативу E3 США одобрили: Госдепартамент пообещал, что в ближайшие недели будет активно работать над возобновлением международных санкций против Ирана.
Почему Иран, Россия и Китай считают решение E3 незаконным
Иран инициативу «евротройки» отвергает. На его стороне Россия и Китай. Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов назвал шаг E3 большой ошибкой, «очередным безответственным шагом», который заводит «ситуацию вокруг иранской ядерной программы в полный тупик».
На фоне решения «евротройки» Россия предложила продлить действие СВПД. Как пояснил журналистам 28 августа первый заместитель представителя России при ООН Дмитрий Полянский, Москва и Пекин представили проект резолюции, которая продлевает действие иранской ядерной сделки до 18 апреля 2026 года, за это время предполагается решить все связанные с иранской ядерной программой проблемы. Решение «евротройки» Полянский назвал «шагом к эскалации» и заявил, что оно не может иметь правовых последствий: по оценке Москвы, Запад действует против буквы и духа ядерной сделки. «Они не исчерпали механизмы, предусмотренные СВПД, — прежде всего механизм разрешения споров. Поэтому мы не считаем, что эти шаги этих трех стран должны повлечь за собой какие-либо действия со стороны совета», — отметил представитель России.
Почему Москва считает решение E3 незаконным, МИД России пояснил 29 августа. По оценке ведомства, «евротройка» не может подать жалобу в СБ ООН, минуя этап разрешения споров в совместной комиссии. «Их утверждения, что все необходимые шаги в этом отношении ими предприняты, не соответствуют действительности, — подчеркнули российские дипломаты, уточнив, что для решения проблем в 2020 году совместная комиссия не созывалась и механизм разрешения споров в действие не приводился. — Продолжая продвигать свою искаженную версию событий, европейцы в очередной раз грешат против истины, видимо, не вполне сознавая, что обращение в СБ ООН в обход положений параграфа 36 СВПД (в нем идет речь о механизме разрешения споров. — РБК) — само по себе нарушение данной резолюции». «Первоочередной задачей на сегодняшний день является возобновление конструктивного диалога между вовлеченными сторонами и сосредоточенный коллективный поиск «развязок», позволяющих избежать нового кризиса», — заявил также МИД. По его оценке, сделать это можно, поддержав российско-китайский проект резолюции о продлении СВПД. «Надеемся, что они (европейские страны. — РБК) воспользуются этой возможностью, в полной мере осознав меру лежащей на них ответственности за последствия, если путь дипломатии будет ими отвергнут», — говорится также в заявлении.
Тегеран очень рассчитывает на российско-китайскую резолюцию. «Либо они поддержат проект резолюции России и Китая о техническом продлении и дипломатии, либо, активировав механизм snapback, создадут серьезные последствия», — цитирует постпредство Ирана при ООН агентство IRNA. МИД Ирана назвал обращение «евротройки» в СБ ООН «юридически некорректной попыткой злоупотребить резолюцией 2231». Ведомство обвинило «евротройку» в том, что она «намеренно игнорирует более широкий контекст и искажает цепочку событий» и таким образом «вознаграждает виновного и наказывает жертву». «Именно США, а не Иран в одностороннем порядке вышли из СВПД и вновь ввели санкции в 2018 году. Именно ЕС, а не Иран не выполнил свои обязательства по смягчению экономических последствий выхода США. Именно ЕС / три европейские страны, а не Иран не только не выполнили свои обязательства в переходный день (18 октября 2023 года, согласно СВПД, с Ирана сняли часть международных санкций; E3 ввели эти санкции от своего лица. — РБК), но и ввели новые незаконные санкции против иранских гражданских авиакомпаний и судоходных компаний», — заявило иранское внешнеполитическое ведомство, пообещав «соответствующий ответ». По его оценке, решение E3 подорвет работу Ирана с МАГАТЭ и повлечет «серьезные последствия для авторитета» СБ ООН; в этой связи Тегеран призвал «всех ответственных членов международного сообщества» отвергнуть решение «евротройки».
Тем временем МАГАТЭ и Тегеран сообщили, что после прекращения сотрудничества и двухмесячной паузы эксперты агентства прибыли в Исламскую Республику. Как сообщил глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси, они будут следить за заменой топлива на АЭС «Бушер».
За последний год у Ирана появилось три формата переговоров по ядерной программе:
- Иран — США при посредничестве Омана. Консультации начались в 2025 году и касались новой сделки, которая могла бы заменить СВПД. Всего прошло пять раундов, был запланирован шестой, но после того как в ночь на 22 июня США нанесли удары по ядерным объектам Ирана, эти переговоры прекратились.
- Иран — «евротройка». На этих консультациях Иран с одной стороны и Британия, Германия и Франция с другой обсуждали ядерную проблематику и снятие санкций. Последние такие консультации прошли 26 августа в Женеве, результатов они не принесли.
- Иран, Россия и Китай проводили переговоры попеременно в Тегеране, Москве и Пекине. Последняя их встреча состоялась 22 июля в Тегеране. Как заявил 25 августа агентству IRNA глава МИД Ирана Аббас Арагчи, вместе три партнера разработали ответ на snapback (в чем его суть, министр не уточнил).