Сокращение производств и персонала
Мастадонты западного автопрома переживают очередной кризис. Наиболее показательной стала ситуация в Германии. Пошлины, введенные американским президентом Дональдом Трампом, уже привели к потере 51,5 тыс. рабочих мест, а с учетом всего производственного цикла они больше примерно вдвое. По оценке Федерального статистического управления Германии (Destatis), суммарно с июня 2024 по июнь 2025 года в автопроме было утрачено до 7% от общего числа рабочих мест, а во всей производственной цепочке за отчетный период сокращено порядка 114 тыс. работников.
На немецкий автопром повлиял ряд факторов:
- отставание от Китая в сфере создания электромобилей (в том числе по скорости создания новых моделей);
- медленный переход на новые технологии и долгое обновление модельных линеек;
- пошлины, введенные Дональдом Трампом.
Ни одна другая сфера немецкой промышленности не пострадала так же, как автопром. По состоянию на 30 июня 2025 года число занятых в немецкой промышленности рабочих мест составило 5,42 млн человек — минус 2,1% к предыдущему году. По сравнению с доковидным 2019 годом утрачено порядка 245 000 рабочих мест (4,3%).
Ни выручки, ни экспорта
Негативный тренд в автопроме подстегивает падение выручки немецких автопроизводителей и ухудшение финансовых показателей. За II квартал выручка упала на 2,1%, до €533 млрд. I квартал 2025 года также показал отрицательную динамику.
Низкий спрос на европейскую продукцию за пределами Старого Света подчеркивает сильную зависимость немецкого автопрома от внешних рынков. Поставки машин в США упали на 10%, а в Китай — на 14%. Дальнейшее сокращение поставок машин за рубеж приведет к усилению дестабилизации рынка труда и к новому закрытию производств. Центральный банк ФРГ уже выразил обеспокоенность тем, что во II квартале 2025 года ВВП упал на 0,3% по сравнению с предыдущим периодом при прогнозе в 0,1%.
Пике европейского автопрома
Глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и немецкого автоконцерна Mercedes-Benz Ола Каллениус уже предупредил ЕС о грядущем крахе автопрома. По его прогнозам, автомобильной промышленности осталось буквально несколько лет.
«Нам нужно посмотреть правде в глаза. Иначе мы на полной скорости врежемся в стену», – предупредил Каллениус в интервью газете Handelsblatt, комментируя запрет на продажу машин с ДВС с 2035 года.
По мнению Каллениуса, переход на электрокары грозит полным крахом для таких грандов, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Opel, Peugeot Citroёn, Renault и других европейских марок.
Что с Mercedes-Benz
В интервью Bloomberg технический директор Mercedes-Benz Group AG Маркус Шефер фактически признал зависимость компании от Китая и призвал США и Европейский союз заключить торговое соглашение о снижении автомобильных пошлин. По словам Шефера, Mercedes пока удавалось избегать перебоев, связанных с ограничениями Пекина на экспорт редкоземельных металлов. Но этого удалось достичь лишь за счет альтернативных поставок и буферным запасам.
«Ситуация имеет серьезные последствия. Мы надеемся, что обе стороны найдут решение в ближайшие недели. Это крайне необходимо», — заявил Шефер.
Пока американские автомобильные пошлины в размере 27,5% остаются в силе, а западный автопром рассчитывает, что они упадут до 15% после того, как ЕС снизит пошлины на американские товары.
Цифры и факты:
- компания Mercedes-Benz уже готова закупать моторы у BMW для сокращения издержек;
- за первое полугодие 2025 года чистая прибыль бренда обрушилась на 56%, до €2,7 млрд, а падение выручки составило 9%;
- во II квартале 2025 года прибыль компании составила €957 млн, на 69% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го;
- за первое полугодие объем продаж не достиг 900 тыс. штук и сократился на 6%.
В связи с серьезнейшим кризисом в отрасли глава Mercedes уже призвал власти ЕС отказаться от введения планируемых ограничений на продажи машин с ДВС.
Что с BMW
Прибыль баварского концерна падает третий год подряд. Согласно финансовому отчету от 31 июля 2025 года, по сравнению с январем–июнем 2024-го прибыль сократилась сразу на 29%.
Цифры и факты:
- чистая прибыль компании составила €1,8 млрд и сократилась на треть;
- выручка марки упала на 8%;
- доля электрокаров в общем объеме продаж почти не изменилась: 17,9% против 17,4% годом ранее;
- продажи мотоциклов BMW снизились на 8%, до 61,3 тысячи единиц.
Ранее глава BMW Оливер Ципсе озвучил примерный масштаб потерь концерна от пошлин США: речь об €1 млрд в одном лишь 2025 году.
Что с Volkswagen
Земляки из Volkswagen и Audi чувствуют себя не лучше, чем другие «немцы»: за тот же период падение прибыли концерна Volkswagen AG составило 40%. Так, продажи Audi за три месяца упали на 8,3%, до 441,9 тыс. машин. Основную ставку в компании делают на новое поколение кроссовера Q3 и SQ6 E-Tron.
Цифры и факты:
- чистая прибыль Volkswagen во II квартале 2025 года упала на 36% в годовом выражении;
- компания заработала €2,29 млрд — почти на полтора миллиарда меньше, чем год назад;
- особенно сильно на отчетность повлияли показатели Porsche и Audi, реструктуризация и ухудшение торговых условий со стороны США;
- за одно лишь первое полугодие из-за пошлин Трампа концерн не досчитался €1,3 млрд;
- операционная прибыль просела на 29%, до €3,83 млрд;
- выручка снизилась на 3%, до €80,6 млрд.
Кстати, концерн Volkswagen уже пересмотрел стратегию развития: вместо разработки электромобилей компания сосредоточилась на гибридах, а от строительства нового завода в Вольфсбурге было решено отказаться.
Что у других
Инвесторы Renault в июле 2025 года стали массово избавляться от акций компании после публикации отчетности за первое полугодие. На фоне нестабильной ситуации акции автопроизводителя обвалились почти на 18%. Объемы реализации в июне не достигли прогноза, в Renault вынужденно снизили целевые показатели на 2025 год. Поменяли и руководство: после ухода Луки де Мео на пост генерального директора поставили финансового директора Дункана Минто.
Снижение котировок Renault повлияло и на рынок в целом: бумаги Stellantis и Volkswagen потеряли в цене 3% и 1,6% соответственно.
Корпорация Stellantis, включающая, в частности, Jeep, Opel, Peugeot и Citroen, по итогам первого полугодия 2025 также стала убыточной. Финансовое положение по сравнению с кризисным 2024 годом ухудшилось: в компании насчитали €2,3 млрд убытков против €5,6 млрд прибыли в первой половине 2024 года, выручка снизилась на 13%, до €74,3 млрд. Основной причиной ухудшения ситуации в корпорации сочли пошлины Трампа. По марке Maserati продажи упали с 6 500 до 4 200 автомобилей, а операционный убыток вырос с €82 млн до €139 млн.
В авангарде — Китай
Пока европейские компании терпят бедствие, китайская автомобильная промышленность задает темп и указывает вектор развития мировому автопрому. Производители «старой школы» сильно отстают от КНР в технологическом плане. В то время как европейцы не спешат пересаживаться на «электрички» из-за их относительно высокой цены, жители Китая раскупают их как горячие пирожки из-за технологичности и доступности. Если в ЕС и Великобритании на электрокары в первом полугодии пришлось лишь 17,5% всех продаж, то показатель Китая, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), — 51%. Эксперты считают, что «точка невозврата» для отрасли — 50% продаж. А ведь речь о самом крупном авторынке мира. Автомобили из КНР стали технологичнее и дешевле европейских. Что-либо противопоставить им прежние гранды пока не могут.
Читайте также:
- Сколько рабочих мест потерял автопром Германии. Цифра шокирует
- Nissan намерен сократить персонал в Европе. Мы узнали причины
- Убыток Stellantis в первом полугодии может составить $2,7 млрд. Причины
- Nissan закроет крупный автозавод. Сроки и подробности
Авторы Теги Александр Воронцов