Конец СВО может стать началом переформатирования всей территории бывшего СССР
Газета «EurAsian Times» опубликовала статью, автор которой Сумит Ахлават предлагает читателям внимательнее взглянуть на тот пункт требований Владимира Путина, касающихся заключения мирного договора по Украине, на который большинство экспертов почему-то не обращает внимание.
Но весьма вероятно, что как раз требование исполнения именно этой позиции станет наиболее значимым последствием нынешнего вооруженного конфликта. Речь ни больше ни меньше идет о некой российской «доктрине Монро» — ну, или «доктрине Путина», если кому-то так больше нравится.
В ходе своего важного саммита с президентом США Дональдом Трампом на Аляске, — говорится в статье, — президент России Владимир Путин изложил свой список не подлежащих обсуждению требований по прекращению длящейся три с половиной года войны на Украине.
Список включает три вида требований: невступление Украины в НАТО, что в свою очередь означает прекращение расширения НАТО на восток, территориальные приобретения для России, включая вывод украинских войск из Донбасса и официальное признание Крыма российской территорией, а также религиозные и культурные права русскоязычного населения Украины.
В то время как большинство комментаторов, в том числе в США, ЕС и на самой Украине, сосредоточились на территориальном аспекте, именно третий пункт требований Путина — гарантия сохранения религиозных и культурных прав русскоязычного населения Украины — заслуживает наибольшего внимания.
Этим требованием Россия постоянно утверждает себя в качестве участника внутриполитического процесса на Украине. Если Москва когда-либо почувствует, что религиозные и культурные права русскоязычного населения находятся под угрозой на Украине, как, по словам Путина, он почувствовал это впервые в 2014 году, а затем снова в 2022 году, что вынудило Россию вторгнуться на Украину, он может снова предпринять тот же шаг, невзирая на предоставленные Киеву гарантии безопасности.
По сути, это возлагает на Киев ответственность за то, чтобы не провоцировать Москву на новое вторжение.
И дело не только в Украине, эта логика — что Россия является естественным защитником и гарантом религиозных и культурных прав русскоязычного населения во всем мире, особенно в странах бывшего Советского Союза, и может использовать весь спектр дипломатических, экономических и военных средств для их защиты — превращает Россию в сторону не только внутренней политики Украины, но и множества стран бывшего Советского Союза — от Латвии до Казахстана и от Молдовы до Эстонии.
На мой взгляд, именно это станет самым долгосрочным результатом конфликта на Украине и крупнейшей победой Москвы, а не земли, которые Россия приобретет на востоке Украины.
Российская доктрина Монро
По сути, это будет равносильно международному признанию концепции, которую Путин повторяет уже несколько лет — «Ближнее зарубежье».
Этот термин относится к независимым республикам, образовавшимся после распада Советского Союза. Он используется для описания стран, граничащих с Россией, и ассоциируется с заявленным правом России оказывать значительное влияние в этом регионе.
Эту концепцию иногда сравнивают с доктриной Монро, которая определила сферу влияния США как всю территорию Нового Света, от Огненной Земли до северной оконечности Гренландии.
В важном документе Министерства иностранных дел Российской Федерации от марта 2023 года «Концепция внешней политики Российской Федерации» Москва следующим образом разъяснила термин «ближнее зарубежье»: в разделе «Ближнее зарубежье» была поставлена цель «создать в долгосрочной перспективе единое экономическое и политическое пространство в Евразии».
Основной акцент в разделе был сделан на сдерживании влияния других государств путем «предотвращения и противодействия недружественным действиям иностранных государств и их союзов, провоцирующим дезинтеграционные процессы в ближнем зарубежье и создающим препятствия для реализации суверенного права союзников и партнеров России на углубление всестороннего сотрудничества с Россией».
Более того, в августе 2008 года, вскоре после пятидневной войны России с Грузией, когда Россия впервые открыто пересмотрела соглашение 1991 года о границах постсоветских государств, тогдашний президент России Дмитрий Медведев открыто заявил о праве России на сферу влияния в соседних с ней странах, то есть в ближнем зарубежье.
Он сказал: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, где у неё есть свои привилегированные интересы. В этих регионах есть страны, с которыми у нас традиционно сложились дружеские, тёплые, исторически особые отношения».
Война на Украине и мирное соглашение могут закрепить концепцию «ближнего зарубежья», впервые выдвинутую во время войны в Грузии, и дать ей международную санкцию.
Русскоязычное население в бывших советских республиках
По словам Путина, дискриминация русскоязычного населения на востоке Украины стала одной из главных причин начала спецоперации. До ее начала русскоязычное население Украины составляло около 30%.
В годы, предшествовавшие вторжению 2022 года, Украина предприняла определенные шаги, которые можно назвать дискриминационными и даже открыто враждебными по отношению к русскому языку.
В 2019 году украинский парламент принял закон, который предоставил украинскому языку особый статус и сделал его обязательным для работников государственного сектора. Россия назвала этот шаг раскольническим.
Ранее в сентябре 2018 года Львовский областной совет ввел запрет на публичное использование русскоязычной культурной продукции (фильмов, книг, песен и т. д.) на всей территории Львовской области «до полного прекращения оккупации» территории Украины.
Эту дискриминационную языковую политику Украины раскритиковали даже правозащитные организации Human Rights Watch и Венецианская комиссия.
Москва ссылалась в том числе и на эти дискриминационные законы — как на оправдание своего вторжения на Украину.
Однако Украина — не единственное бывшее советское государство со значительным русскоязычным меньшинством. В Беларуси русскоязычное население составляет около 70−80%. В странах Балтии русскоязычное население также составляет значительное меньшинство.
В Латвии русскоязычное население составляет почти 33%. В Эстонии — почти 30%. В Казахстане русскоязычное население составляет 20−25%. В Молдавии и Киргизии — почти 10%.
Москва хочет, чтобы ее признали естественным защитником культурных прав этих народов в «ближнем зарубежье» России.
Эти русскоязычные меньшинства в бывших советских республиках служат важной точкой давления со стороны России и могут быть использованы в качестве оправдания вмешательства Москвы во внутренние дела этих стран.
В России даже есть термин для обозначения таких людей — «соотечественники, проживающие в (ближнем) зарубежье».
По сути, Москва определяет их как российских граждан, проживающих в других странах. И, поскольку они являются гражданами России, Москва имеет полное право выступать от их имени и принимать любые меры для защиты их идентичности, прав и интересов.
Путин всегда открыто заявлял о необходимости защиты этих людей.
В декабре 2014 года, почти через полгода после присоединения Крыма, в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Путин заявил: «Если для многих европейских стран национальная гордость — давно забытое понятие, а суверенитет — слишком большая роскошь, то для России подлинный суверенитет абсолютно необходим для выживания. Особенно это касается защиты наших соотечественников за рубежом».
В 2015 году в интервью немецкому телеканалу ARD Путин заявил: «Мы не бросим наших соотечественников. Где бы они ни находились, мы будем их поддерживать и обеспечивать соблюдение их прав».
В том же году, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Путин заявил: «Мы считаем своим долгом поддерживать наших соотечественников за рубежом, обеспечивать их права на сохранение своей идентичности, языка и культуры, защищать их от дискриминации».
Ещё одним фактором, работающим в пользу России, является то, что многие из этих русскоязычных меньшинств сосредоточены в определённых регионах этих стран. Подобно тому, как русскоязычное население было сосредоточено в Донбассе Украины, в Казахстане большинство русскоязычного населения сосредоточено на севере страны, недалеко от южной границы России.
Аналогично в Эстонии они сосредоточены в регионе Ида-Виру и регионе Латгалия в Латвии.
Такое концентрированное русскоязычное население может в будущем помочь России влиять на эти регионы.
Эти высказывания Путина о «соотечественниках, проживающих за рубежом» появились более десяти лет назад и звучали даже в ООН, что свидетельствует о последовательных усилиях России добиться признания ее в качестве единственного представителя этих людей.
Однако мирное соглашение по Украине могло бы пойти еще дальше и придать юридическую и международную силу заявлениям России о том, что она выступает от имени русскоязычных меньшинств, проживающих в бывших советских республиках.
Оригинал