- Что это
- Как выглядит
- Работа
- Что фиксирует
- Штрафы
- Частые вопросы
- Главное
Что такое камера на полосу
Камера на полосу (КнП) — это автоматический комплекс фотовидеофиксации, который устанавливается, как правило, в местах с оживленным трафиком и высокой аварийностью, а также в зонах с временными ограничениями. В законодательстве термин «Камера на полосу» отсутствует, но в обиходе им принято обозначать дорожные камеры для отслеживания выезда на обочину, выделенные полосы, трамвайные пути, а также тротуары, пешеходные и велодорожки. Однако узкоспециализированные КнП не устанавливаются, а используемые дорожные камеры имеют широкий функционал, позволяющий фиксировать целый ряд нарушений ПДД.
По типу установки и конструктивным особенностям ГОСТ Р 57144-2016 устанавливает следующую классификацию комплексов автоматической фотовидеофиксации:
- Стационарные. Устанавливаются на стойках, опорах и других конструкциях вдоль дороги. Способны в режиме непрерывной работы фиксировать целый ряд нарушений. Контролируют до четырех полос.
- Мобильные. Компактны. Устанавливаются в автомобилях ГИБДД или общественном транспорте. Предназначены для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени.
- Передвижные. Устанавливаются на штативах, треногах возле дороги, а также вышках на базе транспортных средств (ТС). Так, в Москве это машины Центра организации дорожного движения (ЦОДД). В режиме непрерывной работы в течение ограниченного промежутка времени фиксируют прежде всего превышение скорости, но способны распознать и нарушение требований разметки.
- Носимые. Предназначены для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требуют специальных конструкций для размещения.
Порядок размещения камер, фиксирующих нарушения ПДД, регламентирован постановлением правительства РФ от 01.06.2024 № 754 «О размещении стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и мобильных средств фиксации». В документе, в частности, указывается, что информация о местах установки средств фиксации нарушений ПДД и маршрутах движения транспорта с размещенными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на сайте МВД. Для информирования водителей о местах нахождения стационарных или передвижных средств фиксации допускается установка специальных щитов. Кроме того, согласно п. 6.22 ПДД места, где возможна работа стационарных и передвижных дорожных камер, обозначаются знаком 6.22 «Фотовидеофиксация», который вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии 150–300 м до зоны контроля таких камер. Согласно требованиям, сформулированным в постановлении правительства РФ от 01.06.2024 № 754 «О размещении стационарных средств фиксации, передвижных средств фиксации и мобильных средств фиксации», расстояние сокращается до 100 м от места однократной установки знака 6.22 совместно со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25, обозначающими начало населенного пункта.
Зоны действия стационарных, передвижных и мобильных комплексов не должны иметь общих контролируемых участков. В населенных пунктах камеры могут быть установлены на расстоянии не менее 1 км вне населенных пунктов — не менее 5 км друг от друга. Мобильные средства фиксации не должны создавать угрозу безопасности движения для всех его участников.
Правила установки, отключения, демонтажа средств фиксации нарушений ПДД конкретизированы в ст. 22.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в редакции от 23.07.2025.
Как выглядит камера на полосу
В зависимости от модели КнП выглядят по-разному:
- стационарные комплексы могут иметь продолговатую форму с инфракрасными прожекторами по бокам или представлять собой боксы квадратной формы;
- мобильные комплексы с круговым обзором монтируются в балку со спецсигналами полицейских автомобилей;
- переносные комплексы представляют собой небольшое устройство с объективом, закрепленное на треноге.
Подробнее о различных моделях комплексов фото- и видеофиксации читайте в материале «Все виды камер на дорогах: как выглядят, за что штрафуют».
Как работает камера на полосу
Функционал собственно КнП реализуется с помощью входящих в состав комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД фото- и видеокамер. Программное обеспечение позволяет определить факт движения по «запретной» полосе или выезда на нее. Полученные данные передаются в центр обработки информации для проверки. Если удается идентифицировать ТС по госномеру, утверждается постановление об административном правонарушении и собственнику ТС направляется соответствующее извещение.
Нарушения скоростного режима комплексы фотовидеофиксации определяют по серии кадров, отснятых с определенной частотой, а также на основании времени, которое требуется излученному сигналу на то, чтобы после отражения от ТС вернуться на приемное устройство. По виду сигнала различают два типа таких приборов:
- радарные;
- лазерные.
Что фиксирует камера на полосу
Хотя в нормативных актах понятие КнП отсутствует, принято считать, что такие устройства фиксируют:
- выезд на выделенные полосы, предназначенные для движения маршрутного общественного транспорта, а также зарегистрированных машин такси;
- выезд на обочину;
- выезд на тротуары, пешеходные и велодорожки;
- выезд на трамвайные пути там, где это запрещено.
Камера на полосу: штрафы
Штрафы, которые назначаются на основании информации, полученной от комплексов фотовидеофиксации, в том числе с функционалом КнП, аналогичны тем, которые назначаются непосредственно сотрудниками ГАИ. Единственное, но существенное отличие: за нарушение, определенное в автоматическом режиме, не может применяться такая мера наказания, как временное лишение водительских прав.
За нарушения, которые соответствуют функционалу КнП, назначаются следующие штрафы.
- Движение по выделенной полосе. 2250 руб. в соответствии с ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП РФ, а в Москве и Санкт-Петербурге — 4500 руб. в соответствии с ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ.
- Движение по обочине. 2250 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
- Движение по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. 2000 руб. в соответствии с ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ.
- Выезд на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствий. От 1500 до 2250 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ.
- Выезд на трамвайные пути встречного направления за исключением вышеуказанного случая. 7000 руб. в соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ аналогичный штраф положен за повторное совершение такого же нарушения, зафиксированное дорожными камерами.
Частые вопросы
Чем камера на полосу отличается от камеры на разметку
Ответить на этот вопрос с опорой на нормативные акты невозможно, поскольку в них не используется соответствующая терминология. Однако принято считать, что функционал камер на разметку шире и включает, в частности, фиксацию:
- пересечения сплошных линий разметки всех видов;
- выезда за стоп-линию;
- выполнение маневра с не предназначенной для этого полосы.
Какие камеры фиксируют выезд на полосу встречного движения
Самым точным, с точки зрения буквы закона, ответом на этот вопрос будет следующий: камеры комплексов фотовидеофиксации.
На каком расстоянии работает камера на полосу
В зависимости от конструктивных особенностей комплексов фотовидеофиксации определение факта нарушения ПДД возможно на дистанции примерно до 300 м в условиях хорошей видимости.
Главное о камере на полосу
- В нормативных актах термин «Камера на полосу» не используется.
- Камера на полосу — это часть комплекса автоматической фотовидеофиксации. КнП предназначены для определения ряда нарушений ПДД.
- Камеры на полосу фиксируют выезд на выделенные полосы движения, обочину, тротуар, пешеходные и велодорожки, а также трамвайные пути встречного направления.
- Размеры штрафов с дорожных камер и выписанных непосредственно сотрудниками ГИБДД одинаковы. Однако за нарушение, зафиксированное камерами, нельзя лишиться водительских прав.
Читайте также:
- Штрафы ГИБДД с камер: какие и через сколько приходят, как их обжаловать
- Чем грозит выезд на разделительную полосу
- Какой штраф за езду без шлема на мотоцикле, мопеде и скутере в 2025 году
- Какой штраф за несвоевременную постановку автомобиля на учет в 2025 году
- Чем опасна «вафельная» разметка и как не получить штраф
- Как оспорить штрафы. Инструкция для тех, кто не согласен
- ПДД для самокатов в 2025 году: штраф за езду вдвоем и другие правила
- Что необходимо знать о проезжей части
Авторы Теги Михаил Овсянников