Фото: Shutterstock
За время действия механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в России было запущено более 4,4 тыс. проектов, из которых около 800 (18%) уже завершилось в связи с истечением срока действия соглашений, а 3,7 тыс. находится на разных этапах реализации. Такой вывод содержится в исследовании, проведенном компанией «ТеДо» при информационной и аналитической поддержке Национального центра ГЧП.
Напомним, что рынку ГЧП в этом году исполнилось 20 лет: в 2005-м вступил в силу 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а в 2014 году — другой важный для отрасли, 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве». ГЧП — это инструмент привлечения частных инвесторов к участию в проектировании, финансировании, строительстве и эксплуатации инфраструктурных и социальных объектов, при реализации которых государство и бизнес объединяют усилия в финансировании таких проектов, распределяя между собой ответственность и риски. Частный партнер берет на себя обязательства по созданию объекта, а государство гарантирует возврат вложенных средств.
Среди наиболее популярных сфер применения механизма ГЧП, по данным «ТеДо», автодорожная инфраструктура (78% действующих соглашений), городской и пригородный транспорт (11%), объекты в сфере образования и науки (3%), а также спорт, культура и благоустройство территорий.
Что стимулирует рынок ГЧП
В 2024 году объем инвестиций в ГЧП, по данным Минэкономразвития, достиг рекордного показателя — 2,4 трлн руб., из которых 1,8 трлн руб. пришлось на частные инвестиции. По итогам 2025 года, по прогнозам министерства, объем законтрактованных инвестиций составит около 500 млрд руб.
Значительный рост рынка в 2024 году обеспечили крупные концессионные соглашения в транспортной сфере, говорит руководитель направления ГЧП юридической практики Kept Олеся Хитяник. В частности, строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Смоленск — Минск (общая стоимость проекта — 1,9 трлн руб.), широтной магистрали в Санкт-Петербурге (241 млрд руб.) и нового аэропорта в Омске (37,8 млрд руб.). По данным Kept, сейчас общий объем действующих проектов ГЧП с составляет более 6,2 трлн руб.
За последний год в сфере ГЧП произошли важные законодательные изменения, в частности новое регулирование Банка России (ЦБ) в отношении рисков финансирования проектов ГЧП. «Банк России в настоящий момент настраивает регулирование, чтобы отразить в расчете банковских нормативов пониженный риск таких проектов. Это будет способствовать росту интереса банков к проектам ГЧП», — отметили в пресс-службе регулятора.
В Минэкономразвития подчеркивают, что в 2024 году было принято два закона, направленных на расширение механизма на космическую отрасль, проекты по реконструкции частных промышленных предприятий и созданию новых промышленных объектов на частной земле. Кроме того, был принят закон, позволяющий передавать в концессию объекты культурного наследия, а в 2025-м — еще один, направленный на развитие механизма концессионных соглашений в ЖКХ. Это будет способствовать повышению прозрачности механизма концессии в сфере ЖКХ и снижению рисков недобросовестного исполнения концессионером своих обязательств по концессионному соглашению, заявляют в министерстве.
Главный управляющий директор ВЭБ.РФ, гендиректор Национального центра ГЧП Андрей Самохин также отметил, что правительством закреплена обязательная процедура оценки ВЭБом эффективности и сравнительного преимущества проектов ГЧП и МЧП (муниципально-частное партнерство), по которым предполагается объем финансирования создания объекта более 3 млрд руб. По его словам, это способствует обеспечению распределения рисков между государством и бизнесом, подтверждению обоснованности реализации проектов на принципах ГЧП, в том числе с учетом влияния на качество жизни людей, и в конечном итоге повышению прозрачности отрасли.
Как ГЧП позволяет снижать бюджетные расходы
Сейчас с помощью ГЧП в России строятся федеральные трассы (например, некоторые участки дороги Москва — Санкт-Петербург), аэропорты (в Благовещенске, Новом Уренгое и ряде других городов), кампусы и больницы.
По итогам 2024 года объем инфраструктурных инвестиций в России, согласно данным Минэкономразвития, составил 2,35% от ВВП (4,7 трлн руб.). По этому показателю она, по оценкам «ТеДо», опережает развитые страны, включая США, Великобританию и Германию, а также государства Евразийского экономического союза. Однако уступает странам БРИКС и экономикам развитых государств, сопоставимых по масштабу с нашим, таким как Австралия, Япония и Канада, где расходы на инфраструктуру превышают 2,5% от ВВП.
По данным исследования Центра экономики инфраструктуры, подготовленного для Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), суммарная потребность в инвестициях в инфраструктуру составляет сегодня около 30 трлн руб. «При этом ожидаемые бюджетные расходы закрывают лишь часть запроса: по данным «Дом.РФ», расходы на инфраструктурные инвестиции составят 18–20 трлн руб.», — говорит генеральный директор АИИК Мария Ярмальчук.
По оценкам Национального центра ГЧП и «ТеДо», потребности в развитии инфраструктуры до 2040 года оцениваются в 110 трлн руб., из которых бюджетное финансирование сможет покрыть не более 70 трлн руб. В международном исследовании Global Infrastructure Outlook, проводимом для саммита G20 европейскими научными центрами, за 2025 год утверждается, что России необходимо тратить на инфраструктуру не менее 5% от ВВП в год, чтобы не иметь дефицита к 2040-му. Потенциала только бюджетных расходов для решения этой задачи недостаточно, считают авторы исследования. «ГЧП и концессии — это единственный, не считая госзаказа, устоявшийся и сформировавшийся, понятный рынку, игрокам и государству инструмент привлечения финансирования и компетенций в традиционные государственные отрасли», — говорит Мария Ярмальчук.
По словам заведующей кафедрой экономики и управления в строительстве Института отраслевого менеджмента Государственного университета управления Ольги Астафьевой, привлечение частных инвесторов в проекты ГЧП становится не только дополнительным источником финансирования значимых инфраструктурных проектов, но и стимулирует рост экономики. При горизонте планирования 15 лет каждый вложенный в инфраструктурный проект рубль приносит два рубля в виде косвенных эффектов и три — в виде прямых инвестиций.
Почему бизнес инвестирует в ГЧП
«Благодаря ГЧП бизнес получает объекты для долгосрочного использования с прогнозируемым и устойчивым денежным потоком, возврат инвестиций в их создание гарантирован государством по федеральным законам», — говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам группы «ВИС» Дмитрий Суворов.
Преимущество от участия в проектах ГЧП для бизнеса — снижение рисков инвестиций. По словам Олеси Хитяник, в капиталоемких для бизнеса проектах важна возможность получения финансовой поддержки со стороны государства как в прямых формах (капитальный грант, минимальный гарантированный доход), так и в виде предусмотренных ГЧП условных бюджетных обязательств (компенсации при наступлении особых обстоятельств, прекращении соглашения, возникновении убытков). Без финансового участия со стороны государства многие проекты ГЧП не могли бы быть реализованы, отмечает эксперт.
«Кроме того, при заключении соглашений о ГЧП все стороны могут прописать необходимые условия и гарантии, которые будут учитывать особенности проекта», — отмечает Олеся Хитяник. Так, в договорах можно предусмотреть наличие объектов незавершенного строительства, статус и принадлежность земельных участков, возможность реализации проекта на территориях с особым правовым статусом, распределение обязательств по проектированию. «Зная специфику проекта, стороны могут сбалансированно распределить между собой обязательства, а также урегулировать последствия их неисполнения через механизмы особых обстоятельств и внесение изменений в соглашения», — говорит эксперт Kept.
Кто участвует в ГЧП-проектах
Рынок ГЧП требует от участников больших финансовых средств и экспертизы, которая позволяет проводить сложные сделки и управлять крупными инфраструктурными проектами, говорят эксперты. Так, средний размер инвестиций в 2024 году в один ГЧП-проект, по данным Минэкономразвития, превысил 8 млрд руб. По данным «ТеДо», в результате сегодня на этом рынке в основном работают многопрофильные холдинги с диверсифицированными портфелями: так, на рынке капиталоемких проектов объемом свыше 4 млрд руб. доля Газпромбанка оценивается в 19,9%, ВТБ — в 17,4%, а группы «ВИС» — в 15,9%.
Тройка лидеров реализует как самостоятельные инфраструктурные проекты, так и общие, работая в связке. Например, в проектах «Обход Хабаровска» и «Мытищинская хорда» концессионером выступила группа «ВИС», а финансовым партнером — Газпромбанк. Помимо дорожной инфраструктуры эти компании реализуют и проекты в социальной сфере. В 2020 году между «ВИС» и Газпромбанком было подписано соглашение о финансировании создания культурного кластера в Якутии. Группа в партнерстве с банком также строит сеть поликлиник в Новосибирске. С этими компаниями в сегменте дорожного строительства конкурируют организации, специализирующиеся на дорожном строительстве, — «ДСК Автобан» и «Русдор Финанс», говорится в отчете «ТеДо».
Рост рынка способствует появлению на нем новых игроков. За последние годы в ГЧП-проектах, по данным «ТеДо», стали принимать участие такие компании, как холдинг К1, компании «Прошкола», «Эталонные концессии» и ряд других. В дальнейшем число игроков будет расти, уверены исследователи. По словам члена правления АИИК, старшего управляющего директора департамента кредитования ключевых клиентов Сбербанка Константина Песоцкого, необходимо искать новые возможности по стимулированию привлечения внебюджетных источников финансирования для модернизации инфраструктуры. «Одно из направлений — регуляторные меры поддержки финансирования проектов, не требующие увеличения расходов бюджета», — отметил он.
«Сегодня главный сдерживающий фактор для привлечения новых инвесторов в ГЧП-проекты — высокая ключевая ставка», — считает Дмитрий Суворов. Привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты, по его словам, будет определяться комплексом правительственных мер для поддержки российских регионов: субсидирование, списание долгов субъектам, реализующим инфраструктурные проекты, — а также кредитно-денежной политикой Центробанка.
«Можно выделить две ключевые тенденции, — говорит Андрей Самохин. — Будут запускаться проекты, отвечающие первоочередным государственным приоритетам, а также поддерживаться направления, связанные с космосом и промышленностью, для технологического лидерства страны. Также идет работа по расширению возможностей привлечения инвестиций в долгосрочные ГЧП-проекты».
В начале 2024-го Минэкономразвития РФ приводило данные о сумме частных инвестиций в космической сфере за 2022 и 2023 годы: 960 млрд руб. и 720 млрд руб. соответственно.
«Инвесторы заинтересованы в создании малых космических аппаратов низкоорбитальной группировки, предназначенных для сверхвысокодетальной съемки земной поверхности с потоковой обработкой и хранением информации дистанционного зондирования Земли, а также в проектах создания новых навигационных систем, включая навигацию в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», — рассказала Олеся Хитяник.
Как будет расти рынок ГЧП
Рынок ГЧП в инфраструктуре будет расти при любых обстоятельствах, утверждается в исследовании «ТеДо» и Национального центра ГЧП. Даже при базовом сценарии среднегодовой темп роста объемов коммерческих закрытий проектов, реализуемых через механизм ГЧП до 2040 года, будет выше исторического за 2019–2024 годы — 7,1 против 6,4%.
«В случае сохранения текущей поддержки ГЧП рынок достигнет 34 трлн руб. к 2040 году, что может покрыть до 48,5% дефицита частных инвестиций в инфраструктуру, — говорит Андрей Самохин. — Однако потенциал ГЧП существенно выше. Структурная трансформация государственного подхода к финансированию инфраструктуры, предполагающая частичное замещение традиционного госзаказа механизмами ГЧП, позволит увеличить общий объем рынка ГЧП в три раза, до 110 трлн руб., к 2040 году».
Снижение ключевой ставки, в свою очередь, дало четкий сигнал и государству, и бизнесу к открытию нового окна возможностей для роста рынка ГЧП, считают участники рынка.