Казахстан обогнал Россию в экономике, но может столкнуться с кризисом государственности

Астана заигрывает с Западом. Почему Москва теряет лидерство на постсоветском пространстве

Впервые в истории Казахстан опередил Россию по размеру внутреннего валового продукта на душу населения и стал по этому показателю первым среди стран СНГ. По данным МВФ, средний размер ВВП на каждого казахстанца составил 14,77 тыс. долларов, а в России — 14,26 тысячи. Разница невелика, но всё же…

МВФ принято считать враждебной нашей стране организацией. Однако, здесь речь идёт об относительных показателях и о единой методике, применяемой этой структурой ко всем одинаково. Тяжело вздохнув, приходится признать неприятное: чувству исключительности россиян на постсоветском пространстве нанесён серьёзный урон.

Правда, экономика — далеко не единственный, пусть и очень важный, показатель совокупной мощи страны. Военная сила, наука, технологическое лидерство, демография, культура и история — всё это следует учитывать при оценке потенциала державы. Устойчивость политической системы, наконец.

С последним у Казахстана как раз проблемы. СВО хоть и сформировала информационный поток давно и прочно, но не настолько, чтобы забыть события ей предшествовавшие. В январе 2022-го российской армии, пусть и под «крышей» ОДКБ, пришлось буквально спасать власть нового президента Касым-Жомарт Токаева. И спасли.

Какова там была реальная подоплёка, не очень понятно. То ли британские спецслужбы возбудили «мамбетов» своими грязными фунтами стерлингов, то ли старые назарбаевские кадры взбунтовались против «новой метлы», то ли сам патриарх казахстанской политики заскучал на пенсии — так или иначе, купировать проблему пришлось Москве.

И хотя непосредственная угроза переворота миновала, последующие события свидетельствуют о глубокой трещине в казахстанской государственности: столицу Нур-Султан переименовали обратно в Астану, а сам Назарбаев повадился ездить в Москву. В поисках поддержки Путина?

Видимо, в попытке купировать потенциальную угрозу Астана сделала ставку на децентрализацию страны — передачу части властных полномочий, а также средств на региональный уровень — в маслихаты и акиматы, и расширение местного самоуправления. А теперь регионы ещё и получат силовой инструмент — отряды теробороны.

Усиление территорий, стимулирование таким образом их стремления к самостийности, заставляет вспомнить о позднем СССР и о России эпохи Ельцина. «Берите суверенитета столько, сколько сможете унести», опрометчиво предложил первый президент РФ, что чуть не взорвало страну. Чечня попыталась унести всё…

Возможно ли подобное в Казахстане? Глава Евразийского аналитического Клуба, политолог-международник Илья Медкович считает, что очень может быть.

«В отличие от северного соседа, — пишет он, — квалифицированных кадров от инженерных до управленческих — нормальных, а не „болашакеров“ (стипендиаты Астаны, обучающиеся за рубежом — „СП“) уже сейчас не хватает. При первых признаках нестабильности эмиграция специалистов в Россию будет только ускоряться».

И прогнозирует ад: «Начнется развал ЖКХ, межрегиональных экономических связей, усугубится дефицит бюджета. Активизируется криминалитет, в пограничных городах начнут появляться «вторые таможни», чтобы трясти деньги с импортеров под видом «местных сборов», «дополнительных проверок».

Эксперт обращает внимание на призывы части казахстанских националистов отказаться от строительства казахстанской нации, и, напротив, вернуться к истокам: разделить общество, а значит и территорию, на жузы — старший, средний и младший. Племенной сепаратизм активно пропагандируется энтузиастами без всякой реакции органов.

Хотя это прямая обязанность Комитета национальной безопасности, наследника КГБ. Но нет, там предпочитают прессовать сторонников интеграционных, а не сепаратистских процессов вроде блогера Аслана Толегенова, недавно упрятанного за решетку, или Ермека Тайчибекова, выступающих за союз с Россией прямо из застенков.

Так происходит из-за того, что Казахстан отошел от своей пресловутой многовекторности во внешней политике. Только не в сторону Москвы, как у нас надеялись, а в сторону Запада. Определились, наконец. Зачем ориентироваться на Россию, если экономически Казахстан ей теперь ни в чем не уступает? Даже превосходит.

Доказательством служит соглашение о военном сотрудничестве, которое Астана подписала этим летом с Лондоном. Страны договорились об обучении казахстанских военных в британских вузах. Скоро офицеры соседнего государства бегло заговорят по-английски, как Сырский и Залужный на Украине.

Другой признак — сближение Казахстана с НАТО и США. Брюссель будет готовить военных республики для участия в «миротворческих миссиях». Штаты приступили к ограничению контактов Казахстана с Россией и Китаем, в расчёте на стремление Астаны «получать прибыли, вопреки сопутствующим рискам», пишет собкор «Правды» в регионе.

Москве вставать тут в позу обиженной нет нужды. За что боролись, на то и напоролись. Если Россия десятилетиями сама рвалась на Запад, мечтала торговать, готова была вступить в НАТО, лишь бы стать своей (в чем признался президент Путин), вступила в клуб G7, то почему подобное стремление других постсоветских республик нелегитимно?

(Ситуация напоминает отношения бывших мужа и жены. Он польстился на молодую и красивую, изменил, прежнюю жену бросил, семью разрушил, но когда та отплакав, загуляла, стала искать своё счастье, вдруг начал её дико ревновать и требовать верности. Но брак-то распался! Чего теперь сокрушаться? Сам виноват).

Списывать всё на МИД или Россотрудничество тем более странно. По Конституции, внешнюю политику в РФ определяет президент. МИД лишь реализует курс, заданный главой государства. Это хорошо заметно прямо сейчас, когда Лавров в связке с Путиным работает на переговорах с администрацией Трампа. А до этого была другая цель…

Политкорректности ради можно «перевести стрелки» с президента на его администрацию (АП). Мол, царь — хороший, бояре — плохие. Тем более, основания для этого есть. Куратором постсоветского пространства, в первую очередь Украины, некоторое время был Сурков, затем Козак. Не мог же тот беззубый курс быть курсом главы государства?

Как бы то ни было, ни президент, ни его дипломаты, кажется, больше не питают иллюзий. Твёрдая позиция Москвы на переговорах с Киевом — ни шагу назад, безошибочно указывает на изменения в сознании. Этого, вероятно, достаточно для успеха в жёстком противостоянии на Украине. Силу невозможно не признать.

Но для восстановления лидерства России на постсоветском пространстве одного только военного потенциала не хватит. Что же требуется? Исторически это всегда был тот или иной политический проект. Защита общих границ от внешнего врага в имперский период и идея общей судьбы, развития в интересах большинства — в советское время.

Вероятно в случае Казахстана, а также любой другой постсоветской республики, включая Украину, возможен только такой подход — политического союза в интересах всех. К примеру Николай Платошкин (профессиональный дипломат, кстати) считает, что для этого нужно восстановить СССР с его гуманистическими нормами. Пожалуй.

Правда, для этого России надо сначала измениться самой. Выдвинуть проект (прототип — с Белоруссией, уже есть) и зайти достаточно далеко по пути его реализации, показав преимущества и доказав тем самым своё моральное право возглавить интеграционный процесс. И лишь тогда можно надеяться на внимание хоть Астаны, хоть Киева, хоть Баку.

Интересно, что ответственным за собирание земель в СССР 2.0, по некоторым данным, назначат Сергея Кириенко из АП. Хорошо это или нет, каждый может решить сам.

About The Author

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *