О причинах топливного кризиса в России можно долго спорить, но факт ущерба от атак украинских БПЛА на НПЗ отрицать невозможно
Топливный кризис в России все-таки начался. Выросли биржевые цены на бензин АИ-95. Из ряда регионов поступает информация о росте розничных цен. А кое-где бензин начал пропадать. Что же происходит и почему?
Рост биржевых цен
3 сентября цена бензина АИ-95 на Петербургской бирже с поставкой в европейской части России выросла достигла рекордных 82 382 рублей за тонну. Марка АИ-92 подорожала до 70 645 рублей.
Бензин с поставками для Урала, Сибири и Дальнего Востока также растет в цене. Для Дальнего Востока цена теперь составляет 76 170 рублей за тонну. Аналитики рынка отмечают, что оптовые цены на бензин за год выросли на 14−20%.
Параллельно идет рост розничных цен. В отдельных регионах начались перебои с бензином.
Самым ярким примером стал Приморский край. В 20-х числах августа здесь на частных АЗС стоимость литра 95-го бензина поднялась до 78−80 рублей.
На станциях вертикально интегрированной «Независимой нефтегазовой компании» («ННК-Приморнефтепродукт») цены были ниже, водители вставали в очереди и в результате стояли в ожидании более дешевого бензина часами.
Правительство края объяснило причины кризиса: «Значительная часть нефтепродуктов уходила на экспорт, так как добывающим компаниям было выгоднее поставлять дополнительные объемы горючего на внешние рынки, котировки сырья на которых всегда выше, чем на внутреннем». Были названы и другие причины: сезонный всплеск потребления топлива летом, связанный с активной фазой уборочной кампании и пиком туристического сезона.
Сокращение продаж топлива НПЗ
Приморский топливный союз обратился к вице-премьеру Александру Новаку и в Федеральную антимонопольную службу.
Организация выразила обеспокоенность диспропорцией оптовых и розничных цен на бензин АИ-92 и АИ-95 на топливном рынке края и сильным сокращением объемов продаж с нефтеперерабатывающих заводов Дальнего Востока и Восточной Сибири.
В частности, с Комсомольского НПЗ и Ангарской нефтехимической компании. За лето объем продаж АИ-92 на Петербургской бирже с Комсомольского НПЗ упал на 30%, с Ангарской НХК — и вовсе на 57%. При этом цена на вышеуказанное топливо выросла почти на треть.
На совещании у Новака было решено полностью запретить экспорт бензина из России до конца сентября. Недостающие объемы топлива закупят у Белоруссии.
Какие регионы пострадали
По состоянию на начало сентября ситуация на АЗС Приморья стабилизировалась. Во Владивостоке, например, после почти полного отсутствия бензина стало можно купить практически любое топливо, за исключением АИ-98.
В то же время начинает лихорадить другие регионы — от Сибири до центральной полосы России. Так, цена литра бензина на АЗС Иркутска растет со средней скоростью 30 копеек в неделю. 3 сентября АИ-95 стоил здесь 63,74 рубля.
В конце августа ощущалась нехватка бензина в отдельных территориях Забайкальского края, Сахалинской области, в новых регионах. В телеграмм-каналах распространяется информация о якобы планируемом введении карточек на бензин в Забайкалье и в Крыму. Официального подтверждения этой информации нет.
В то же время правительство Забайкальского края в конце августа сообщило, что ситуацию с ценами на бензин исправят только запрет на экспорт и вмешательство антимонопольщиков. За август цены у независимых АЗС выросли в крае на 8,4%. Это много.
В Хабаровском крае с началом сентября ситуация обострилась. 1 сентября Telegram-канал Amur Mash сообщил: «Бензин остался только на двух заправках в Советской Гавани. АИ‑95 нет вовсе. В пятницу на АЗС города и окрестностей появились объявления об отсутствии топлива. Позже подвезли 95-й — 92-й пришлось ждать три дня».
В пгт Ванино бензин можно было купить на отдельных АЗС, только отстояв длинные очереди: «А вот в поселке, куда приходит паром с острова, и вовсе отказывают в заправке — говорят, только для юрлиц. В местных соцсетях уже предупреждают: лучше заправлять полный бак дома, а уже потом отправляться на материк». Кризис аукнулся и на Сахалине.
В Чите бензин дорожал на протяжении всего августа. Причем, в последнюю неделю лета подорожал на ряде заправок сразу на три рубля. На 1 сентября бензин АИ-95 стоил в городе 73,1 рубля. Еще в июле цена была почти на восемь рублей ниже — 65,2 рубля.
Острая ситуация возникла в начале сентября в Саратовской области. В Сети много информации о том, что бензина АИ-95 в свободной продаже нет. А там, где все-таки есть, его цена — 75 рублей за литр. «Перебои продолжаются.
Нет, то АИ-95, то АИ-92″, — сообщают жители региона. Министерство промышленности и энергетики Саратовской области выступило с разъяснением: перебои могут быть связаны со сложностями в логистике. Что за сложности, не уточняется.
Жительница Новороссийска Александра Д. рассказала корреспонденту «СП»: «Цены, как и везде, растут. На ближайшей заправке АИ-95 стоит 65,85 руб». В свою очередь житель Краснодара успокоил: «Пока перебоев с бензином нет. Очередей тоже».
В новых регионах тем временем тоже ощущаются проблемы с топливом. Замминистра топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Андрей Елисеев сообщил: «В середине августа зафиксировано падение запасов бензина у поставщиков ГСМ, что связано с перебоями в логистике и ударами ВФУ по топливной инфраструктуре».
И в Крыму в конце августа были перебои с различными видами топлива, особенно с АИ-95, признал губернатор Севастополя Михаил Развожаев в эфире телеканала «Россия-24». Но по состоянию на 3 сентября ситуацию стабилизировали. Сейчас в городе есть недельный запас бензина по всем маркам.
Антимонопольщики тем временем разбираются с причинами роста цен на бензин в новых регионах.
Снижение выплат государства
ТАСС напоминает про объективные причины нынешнего кризиса: снижение рентабельности нефтеперерабатывающего сегмента бизнеса нефтяных компаний. Особенность 2025 года — снижение выплат государства в рамках так называемого демпфирующего механизма. Плюс сезонные факторы, а также уход ряда НПЗ на ремонт — плановый и внеплановый.
Атаки беспилотников
Насчет внепланового ремонта НПЗ можно предположить, что сказались-таки атаки украинских беспилотников на ряд российских нефтеперерабатывающих заводов в европейской части страны. Например, в августе были атакованы НПЗ в Сызрани, Куйбышевский НПЗ в Самарской области, а также Рязанский, Новокуйбышевский, Саратовский нефтеперерабатывающие заводы.
В ночь на 1 сентября под ударом оказались НПЗ Краснодарского края.
Последствия таких атак местами весьма значительны. Например, пожар на Новошахтинском заводе нефтепродуктов ликвидировали лишь на шестые сутки, что подтвердил врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь в своем телеграмм-канале.
Сколько времени уйдет на восстановление пострадавших НПЗ? В каждом случае это определяется индивидуально, в зависимости от характера повреждений.
Федеральные и региональные власти обещают в сентябре исправить ситуацию с топливом. Тем временем ВСУ вполне могут продолжить атаки беспилотников на российские НПЗ и в сентябре.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».